Как только министры от Национальной коалиционной партии Юрки Катайнен, Александер Стубб или Юри Хякямиэс заводят речь о России, слушатели навостряют уши, утверждает Helsingin Sanomat. "В последний раз они втроем размышляли вслух, остается ли Россия великой державой в экономическом плане", - поясняет журналист Унто Хямяляйнен. По мнению издания, это были лишь безобидные теоретические рассуждения, но финские СМИ три недели спорили на эту тему и в итоге популярность Национальной коалиционной партии пошатнулась.
Причину автор видит в исторических традициях: "в период холодной войны финны привыкли говорить о восточном соседе крайне осторожно, и даже малейшее отклонение от этого тона режет слух". Так, президент Финляндии Урхо Кекконен не критиковал СССР даже в своих тайных дневниках.
Правда, после распада СССР публичные дискуссии в Финляндии стали более раскованными, президенты Ахтисаари и Ельцин порой обменивались очень жесткими заявлениями. Но с приходом к власти Путина былой тон был восстановлен, причем по инициативе самой Финляндии, подчеркивает автор. Переход на новый язык нелегко дается только лидерам Национальной коалиционной партии. Вдобавок это единственная партия, которая открыто ратует за вступление Финляндии в НАТО и тем создает трения с российским руководством.
В интервью Finnish Broadcasting Company (YLE) Константина Косачева, председателя комитета Госдумы по международным отношениям, спросили: "Какую позицию займет Россия, если Финляндия захочет вступить в НАТО?" Косачев ответил в знакомом стиле: "Я уверен, что политика нейтралитета, которую Финляндия избрала после войны, сыграла ключевую роль в том, что вы достигли большого веса в мировой политике и экономике".
По мнению автора, это ответ из 1970-х годов - не хватало лишь упоминания о финско-советском договоре о взаимопомощи. "Косачев выучил этот ответ еще в детстве", - поясняет журналист, напоминая, что в 1970-е годы отец Косачева Иосиф служил в посольстве СССР в Хельсинки. Косачев учился в школе в Хельсинки. "Там он усвоил, как внимательны финны к предостережениям соседа, если эти предостережения изложены умело", - пишет газета. По мнению издания, в интервью Косачев повторил, что Россия крайне негативно относится к расширению НАТО, но затем подчеркнул, что решение о вступлении в военные альянсы - внутриполитическое дело самой Финляндии.
После интервью Катайнен и Косачев встречались в Москве и затем отозвались друг о друге положительно. Это новый феномен: прежде Катайнена после его высказываний не пригласили бы в Москву. Видимо, Катайнен "достиг того, что ему не удалось в Финляндии: убедить российскую сторону в своих добрых намерениях по отношению к соседней великой державе", - заключает издание.