В 2013 году один лондонский фонд прямых инвестиций в своем годовом отчете расхвалил новый вариант вложений с "многообещающим потенциалом органического роста и роста за счет приобретений", пишет The Wall Street Journal. "Речь шла об инвестициях в управление лагерями беженцев", - поясняют журналисты Антон Трояновски, Мануэла Меско и Саймон Кларк.
Газета приводит слова Вилли Коха, ушедшего на покой основателя швейцарской компании ORS Service AG, которая управляет лагерем беженцев в Австрии: "Маржа очень низкая. Один из ключевых индикаторов - это, разумеется, объемы". По данным издания, этим летом лагерь был переполнен ввиду притока мигрантов в Европу.
С начала 2014 года более 1 млн человек попросили убежища в ЕС. Германия готовится принять не менее 800 тыс. соискателей убежища в нынешнем году.
Кризис с беженцами не только заостряет внимание на трагических историях, но и способствует формированию особой индустрии - бизнеса на миграции людей. "На этой индустрии наживаются все, от владельцев маленьких магазинов в Греции до ряда крупнейших пенсионных фондов в США", - говорится в статье.
По мнению авторов, роль частного бизнеса возрастает. В некоторых случаях компании хотят завоевать симпатии будущего слоя европейских потребителей. В других случаях они оказывают услуги, которые государство не хочет или не может оказывать. Порой правозащитные организации обвиняют компании в попытках сэкономить и тем самым нажиться на чужой беде.
"Со своей стороны, некоторые компании утверждают, что сознают риск работы с незащищенными людьми. Они уверяют, что ни государство, ни благотворительные организации не способны своими силами удовлетворить широчайший спектр потребностей, порожденных притоком мигрантов в Европу", - говорится в статье.
"Благодаря нашему участию качество услуг выше, и эффективность тоже повышается", - говорит Гай Семменс, партнер фонда прямых инвестиций Argos Soditic - бывшего инвестора ORS.
"А еще можно извлечь прибыль", - пишут авторы. В Германии авиакомпании Air Berlin в 2014 году выплатили около 350 тыс. долларов за чартерные рейсы для депортации лиц, которым было отказано в убежище. Власти Швеции выплатили 900 тыс. долларов фирме, которая путем лингвистического анализа проверяет утверждения соискателей убежища об их географическом происхождении. В Афинах отделение компании Western Union ежедневно выплачивает мигрантам по 20 тыс. евро в день, получая комиссионные с каждой транзакции.
На греческие острова в Эгейском море с начала года прибыло без малого 290 тыс. человек. Около 70% из них - сирийцы, многие - представители среднего класса с семьями, располагающие средствами на поездку.
"Для бизнеса на островах, пострадавшего от экономических невзгод Греции и дефицита греческих туристов, мигранты - радость. Магазины, которые раньше специализировались на туристах, теперь предлагают палатки, спальные мешки и продукты людям, которые прибывают на надувных лодках из Турции и надеются добраться до Северной Европы", - говорится в статье.
В некоторых секторах возникает конкуренция. В августе греческий оператор связи Cosmote наладил торговлю в портах и центрах приема беженцев - по цене 12 евро предлагались сим-карты, специально "заточенные" под мигрантов. Спустя несколько дней британский Vodafone предложил свои "симки" за 10 евро, к которым прилагается 50-процентная скидка на билеты на паром до Афин.
Другие компании делают ставку на долгосрочный потенциал новой многочисленной группы потребителей. Итальянский банк Extrabanca специализируется на клиентах неевропейского происхождения и растет вместе с численностью иностранных уроженцев в Италии.
Сегодня банк разрабатывает новые консультационные услуги для соискателей убежища, в том числе помощь с преодолением бюрократических препон в Италии. Главный управляющий Рамзи Хиджази намерен предоставлять мигрантам, которые получат вид на жительство, самые разные услуги - от кредитов до содействия с транспортировкой останков умерших на родину.
Газета замечает, что бизнес на мигрантах порождает определенные трения.
История вышеупомянутой ORS Service, которая управляет центрами приема мигрантов, иллюстрирует сложности.
В начале 90-х Кох счел, что центры соискателей убежища - выгодный бизнес. Клиенты - правительственные ведомства - платят в срок, а спрос на услуги гарантируется постоянными конфликтами и социальными потрясениями в мире.
Кох основал ORS Service и получил контракты, обещая не занимать политических позиций и работать более эффективно, чем его конкуренты - Красный Крест и христианские благотворительные организации. В 2005 году он продал компанию и ушел на покой.
С тех пор компанию еще три раза перепродавали фондам прямых инвестиций. Первый фонд, Argos Soditic, заработал на перепродаже в три с лишним раза больше, чем инвестировал, по словам неназванного источника.
В 2013 году компанию приобрел лондонский фонд Equistone Partners Europe Ltd. Среди его инвесторов есть американские пенсионные фонды, а также Генеральная организация соцстрахования Саудовской Аравии.
Европейские государства все в большей мере передают задачи по работе с мигрантами (перестройка зданий в общежития, языковые курсы и психологические консультации) частным подрядчикам.
По словам главного управляющего ORS Стефана Молл-Тиссена, в 2014 году компания отчиталась о выручке в размере 99 млн долларов. Молл-Тиссен отказался раскрыть сумму прибыли.
Теперь компания предлагает различные услуги: создание приютов для беженцев, поставки продовольствия, управление лагерями беженцев. В Австрии она в 2011 году выиграла тендер на управление всеми государственными центрами для соискателей убежища. В 2014 году правительство Австрии выплатило ей около 24 млн долларов.
Молл-Тиссен уверяет, что накладные расходы у компании минимальные.
Со своей стороны, гуманитарные организации типа Diakonie утверждают, что ORS обеспечивает низкую стоимость своих услуг благодаря тому, что экономит на персонале. Организации заявляют, что ставят во главу угла потребности мигрантов, а не государства или инвесторов.
Молл-Тиссен отрицает, что компания чрезмерно экономит. По его словам, стремление к прибыли повышает эффективность его компании.
"Идея, что частные компании могут лучше, чем НКО, заботиться о мигрантах, сейчас подвергается проверке. ORS критикуют, в особенности за условия в лагере беженцев в бывшем военном училище в венском предместье Трайскирхен", - говорится в статье.
В корпусах есть 1800 спальных мест. Но в нынешнем году этот лагерь беженцев стал одним из крупнейших в Европе, и тысячи людей были вынуждены ночевать на открытом воздухе.
Управление ООН по делам беженцев заявило, что условия в этом лагере "унижают человеческое достоинство". Amnesty International обвинила дирекцию лагеря в "откровенном невежестве и недомыслии". Хайнц Патцельт, директор австрийского отделения организации, сказал в августе, что персонала в лагере слишком мало, а сотрудники не справляются с работой.
Молл-Тиссен заверил, что ORS всеми силами старается улучшить условия в Трайскирхене.
В МВД Австрии сказали, что правительство довольно работой ORS и не станет разрывать контракт.
Молл-Тиссен заметил, что видит возможности для расширения. Так, недавно власти некого района в Германии поручили его компании создать центр на 500 коек с использованием домиков-бытовок.