"В четверг президент Владимир Путин провел свою ежегодную прямую линию. В этот раз он держался как-то неубедительно. Как и раньше, некоторые из его заявлений не выдерживали самой поверхностной проверки на фактические ошибки, и он был похож на пародию на себя самого - и на доктора Зло из сериала "Остин Пауэрс". Он даже читал по бумажке экономические данные, хотя до этого считал важным демонстрировать свою впечатляющую память", - отмечает Леонид Бершидский в BloombergView. Передача была короткой "по стандартам последних пяти лет", пишет автор: 3 часа 41 минута, тогда как самый длинный эфир, в 2013 году, шел 4 часа 47 минут.
Путин отмахнулся от вопроса об инфляции, пообещав, что цены стабилизируются, как только рынок наполнится товарами российского производства. Отвечая на вопрос двух предпринимателей, он объяснил бесконечные инспекции бизнеса менталитетом чиновничества. Бершидский отмечает, что как раз во время передачи полиция обыскивала центральный офис ИКЕА в Подмосковье, а "тайная полиция" ФСБ - компании, принадлежащие "Онексим Груп" Михаила Прохорова.
Путин "даже не проглотил приманку", когда ему задавали вопросы о геополитике. Назвал Турцию дружественной страной, не упомянув о ее президенте, "как будто он и его турецкий коллега не стали злейшими врагами из-за российской интервенции в Сирии", замечает автор.
"Серый и скучный стиль ответов Путина на большинство вопросов, возможно, был задуман как успокаивающий, - предполагает Бершидский. - Он вел себя так, как будто Россия не охвачена экономическим кризисом, как будто объемы ее производства не упали за прошлый год на 3,7% и нет прогнозов о дальнейшей рецессии как минимум до 2017 года".
"Путин предстал на этом эфире как спокойный и опытный руководитель, а не жулик и авантюрист международного масштаба, которым его увидел мир, когда он вел войны на Украине и в Сирии, не побоявшись остракизма со стороны западных лидеров и настороженности - со стороны восточных. "Почему люди меня ненавидят?" - как будто спрашивала его безобидная манера", - говорится в статье.
"Но Путин далеко не безобиден", - утверждает журналист и указывает, что даже на "убаюкивающем представлении" в четверг российский президент подкрепил свои заявления сфабрикованными фактами. Сказал, что российские резервы вернулись на уровень 2014 года, хотя сейчас они составляют 388 млрд долларов, а тогда достигли 500 млрд. Заявил, что газета Seuddeutsche Zeitung, получившая "Панамские документы", принадлежит Goldman Sachs (намекая этим, что информационная утечка организована американцами ради его дискредитации), хотя ее владелец - Suedwestdeutsche Medien Holding (Штутгарт).
"Весь последний президентский срок Путина наблюдается жуткий разрыв между его публичными выступлениями и реальностью. Его враги как будто существуют в воображаемом, параноидальном мире. Его экономические оценки и прогнозы - к примеру, о том, что нефть опять подорожает, а рубль восстановится, - дико оптимистичны, - пишет Бершидский.- А из-за отсутствия экономического плана он выглядит то нехарактерно беспомощным, то самонадеянным".
"Этот разрыв достиг апогея, - утверждает журналист. - Путин притворяется, что созданная им ранее стабильность сохранилась, несмотря на обрушение цен на нефть и аннексию Крыма. По данным опросов, его все еще поддерживают 82% россиян. Однако, если судить по заданным Путину вопросам, россияне больше не покупаются на его уловки. Сентябрьские выборы могут дорого обойтись союзникам Путина: 59% россиян недовольны существующим парламентом, в котором доминируют его соратники".