Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
15 августа 2003 г.

Алексис Жанг | Libération

Франко-российская дружба

Нынешний год - год 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга - самое подходящее время для диалога между городом царей, "окном", прорубленным в Европу Петром Великим, и французской столицей. Две парижские выставки напоминают об особых отношениях между двумя метрополиями.

Первая разместилась в Доме инвалидов, вокруг гробницы Наполеона, этого символа интенсивности франко-российских контактов в имперскую эпоху. "Маленький капрал" с его победами и овевающей его легендой - мост, соединивший истории двух стран. Вот Наполеон на полотнах Анри Адама: сдержанно улыбающийся на фоне пылающей Москвы, бледный и потускневший в дни отступления из России. У входа в Дом инвалидов французский император (полотно Энгра) и его современник, царь всея Руси Александр I (картина Дж. Дэйва), надменно взирают друг на друга.

Жажда славы привела первого в Москву, франкофильство второго дошло до того, что два года спустя он во главе армий коалиции вошел в Париж. Эти два человека обменивались и подарками, и пушечными ядрами. Дав приют за несколько лет до этих событий толпе аристократов, бежавших из революционной Франции, высшее общество царской России благосклонно воспринимала французское влияние, хотя оно всегда с подозрением относилось к амбициям Бонапарта. Достаточно перечислить количество французских шедевров, оказавшихся в итоге в русских музеях: портреты русских аристократов и военачальников, написанные французскими мастерами, фарфор, серебряная посуда, мебель:

Экспонаты из этих музеев (в частности, Эрмитажа) составляют основную часть из 300 предметов каталога, включающего в себя гравюры, полотна живописцев, блюда, архивные документы, платья и образцы униформы, филигранно выделанное оружие: Два экспоната стоят особняком: это полотно Ораса Верне, изображающее Наполеона на гвардейском параде во дворце Тюильри (картина выставляется заграницей впервые) и огромная ваза "Россия".

В более скромном музее на Монмартре собраны произведения художников, в основном петербургских, которые все побывали в Париже, а некоторые здесь даже жили (в основном после революции 1917 года). Будь то художники из "Мира искусств", неопримитивисты или представители русского авангарда, в работах большинства из этих малоизвестных художников явно ощущается влияние западных направлений - имперссионизма, кубизма, фовизма.

Значительное место на выставке занимают портреты - произведения Лентулова, Григорьева, Анненкова, Ларионова. Здесь же - "Испанский мальчик" Кончаловского. Элегантная бронзовая балерина Трубецкого, композиции Поповой, "лучистое" полотно Ларионова. Портреты, пейзажи, натюрморты сменяются геометрическими фигурами, призмами, кругами, цветовыми линиями, абстрактными формами. Париж - это тигель, в котором славяне заново выплавляют свои чувства.

Источник: Libération


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru