Это не простая поломка устройства циркуляции воздуха, Boeing так не падает". Пилот Alitalia Пьерлуиджи Росси, 45 лет, летающий на Boeing 777 на международных рейсах, 12 тысяч часов полетов, директор технического управления "Союза пилотов", специалист по расследованиям авиакатастроф, объясняет: "Устройство по герметизации и кондиционированию в каждом самолете имеет дублера, соединенного со вторым двигателем, но второе устройство начинает функционировать лишь в случае остановки первого. Маловероятно, чтобы вышли из стоя сразу два устройства. Также невероятно, что сломалась аварийная система, сигнальная лампочка и сирена, которая предупреждает пилотов, если давление на борту поднимается на высоте 3000 м. В этом момент начинается действовать система подачи чистого кислорода. Вряд ли командир корабля и его помощник находились в прострации, хотя бы один из них должен был иметь время, чтобы надеть маску и снизить высоту с 12 до 8 тысяч метров".
С этой высоты даже с неработающими приборами можно спокойно добраться до места назначения. В самолете может начать падать давление из-за пробоины в кабине экипажа. "Но необходимо учитывать, что причиной не может служить даже пробоина от снаряда", - говорит Росси. "Очень часто, во время грозы, когда в самолет ударяет молния, она делает дырочку в обшивке, чаще всего, вообще не остается никаких отметин. Кроме того, температура начинает опускаться не сразу".
По его словам, катастрофа с Helios произошла по иной причине: "Два пилота могли быть отравлены. Едой, например, но это вряд ли возможно, потому что из предосторожности пилоты не едят одинаковые блюда. Это мог быть газ, закачанный извне: он прошел через трюм и начал циркулировать".
К числу товаров, которые могут перевозить гражданские самолеты, относятся невоспламеняющиеся газы, взрывчатые вещества, радиоактивные материалы, яды, заражающие вещества. "В этих случаях, мы, пилоты, соблюдаем определенные меры предосторожности при маневрировании. Но пробоина могла стать причиной заражения воздуха. Не исключено, что токсичное вещество могло находиться в багаже. Это могло бы стать наилучшим объяснением того, почему два пилота даже не включили сигнал тревоги. Падение давления отмечается обычно на высоте 3 тыс. м., до 4 тысяч можно жить, но на 5 тыс. человек постепенно теряет сознание. Если на высоте свыше 12 тысяч метров находиться без маски, смерть наступает в течение 25-30 секунд".
Могли ли кипрские пилоты взлететь, зная о поломке? "Учебниками предусмотрены подобные варианты, но при этом существует список оборудования, необходимого для нормального взлета и надежного полета". Устройство по герметизации не включено в этот список. Его можно отремонтировать за три дня.