В конце прошлой недели Центральная избирательная комиссия России исключила из участия в выборах три избирательных списка. В результате в числе претендентов на распределение 225 депутатских мандатов осталось 26 избирательных списков. По-видимому, такая ситуация сохранится, хотя теоретическая возможность вмешательства Центризбиркома сохраняется вплоть до самого дня проведения выборов. На самом деле, по мнению швейцарской газеты, эта компетенция Центризбиркома может привести к дезинформировании избирателей. Путаница уже возникла вокруг Либерально-демократической партии Владимира Жириновского. ЛДПР, два представителя первой тройки которой подали неверные сведения о своем доходе, в октябре было отказано в регистрации. Однако вскоре после этого Жириновский с новым, не таким скандальным списком - под названием Блок Жириновского - спокойно получил благословение Центризбиркома.
Проблема была бы решена, если бы в начале декабря Верховный суд не принял решение о незаконности отказа в регистрации списка ЛДПР. Партия была вновь допущена к участию в выборах, и сложилась абсурдная ситуация, при которой получилось два списка Жириновского. Верховный суд был вынужден пересмотреть свое решение. Список ЛДПР во второй раз оказался исключен из участия в выборах.
Ситуация вокруг партии Жириновского поднимает вопрос о государственных контрольных механизмах, которые регулируют избирательный процесс. Партии и объединения должны представлять детальные сведения об имуществе и доходах своих кандидатов. Если вскрываются серьезные несоответствия, то кандидат ?дисквалифицируется?. Если при этом речь идет о кандидате из первой тройки, то исключается весь список. Требования закона о выборах призваны повысить прозрачность избирательного процесса. Однако, по мнению авторитетной швейцарской газеты, закон, насчитывающий 250 страниц, вовсе не обеспечивает проведение честных выборов, а лишь повышает степень административного произвола.
Должны ли избиратели знать о доходах - вопрос спорный. Однако абсолютно ясно, что эта информация никак не может помочь избирателям принимать решения. Избиратели с удивлением узнают, что многие известные политики не имеют даже собственного автомобиля или имеют старый. В действительности черные лимузины, которыми так охотно пользуется политическая элита, часто оказываются записаны на имя жены или детей.
Случай кандидата Сергея Михайлова по прозвищу Михась может вызвать только сочувствие. За 1998 г. он продекларировал годовой доход в 1389 руб. (около 80 швейц. франков). Видимо, с огромным трудом ему все же удалось собрать сумму в 60 раз больше, чтобы внести плату, обязательную в случае отсутствия достаточного числа подписей.
Обязательное декларирование доходов - только одно из нововведений избирательного закона. Другое предписание требует, чтобы кандидат указывал все свои предыдущие судимости и взыскания. Однако сомнительно, что это требование поставит заслон на пути криминала в новый парламент. Пустой декларацией звучит требование о том, что предприятия с государственным участием больше 30% не должны спонсировать выборы. Никто не сомневается, что могущественные государственные концерны такие, как Газпром или РАО ЕЭС хотя бы косвенно, но обязательно будут поддерживать своих фаворитов. Руководитель ЕЭС Чубайс возглавляет предвыборную кампанию ?Союза правых сил?. Не реально выглядят и установленные границы расходов на предвыборную агитацию. По закону на предвыборную кампанию избирательного списка может быть затрачено до 21,2 млн. рублей. Еще на выборах четыре года назад многие партии израсходовали значительно больше, и нескончаемый показ на телевидении рекламных роликов говорит о том, что партийный бюджет и на этот раз не будет меньше.
На бумаге закон обязывает СМИ честно и беспристрастно отражать предвыборную кампанию. Однако война компроматов, развязанная обоими государственными телеканалами против ОВР и его лидеров, уже свела на нет это требование. Со своей стороны, лидер ОВР Лужков использует телеканал ТВ-Центр для своих пропагандистских целей.
Собственно, у журналистов нет особых проблем с компроматом - самовластное правление Лужкова в Москве, с одной стороны, и сомнительные махинации Кремля, с другой, дают много материала. Отличить, где вымысел с долей правды, а где чистая клевета, трудно даже самым информированным зрителям. Самим обвиняемым никогда не представляется возможность оправдаться. Российские СМИ злоупотребляют своей властью, утверждает авторитетная швейцарская газета. И это злоупотребление выглядит еще серьезнее с учетом того обстоятельства, что предвыборная кампания ведется не на улицах и не в залах: главное поле битвы - телевидение. Центризбирком перед этой проблемой отступил. Он не принял ни одной санкции против нарушителей, поставив под сомнение действенность закона о выборах.
Еще несколько месяцев назад президент Ельцин заявил, что проведение честных выборов является для него приоритетной задачей. Он хотел бы войти в историю как отец русской демократии. Однако эта цель оказалась в противоречии с другими интересами главы Кремля и его администрации. Ельцин объявил своим преемником Путина и задействовал все силы и средства - возможно, даже войну в Чечне, - чтобы сделать своего кандидата популярным и среди российских избирателей. По мнению швейцарской газеты, тактическая задача Кремля на парламентских выборах заключается в создании ?лояльного большинства? для Путина и в ослаблении позиций блока ОВР, который имеет собственного сильного кандидата на пост президента и объявил борьбу с коррупцией в Кремле.
Естественно, было бы наивно предполагать, что в такой авторитарной стране, как Россия, исполнительная власть может занимать позицию нейтрального наблюдателя. Однако грубые методы Кремля только доказывают, как сильно Россия отличается от западноевропейских демократий. В начале 90-ых годов Кремль боролся с возвращением коммунизма. Эта была та цель, которая ?оправдывала средства?. Сейчас Кремль не может оправдывать свои действия опасностью коммунистического реванша: его единственная цель устранить от власти конкурирующий клан Лужкова.
В заключение статьи швейцарский корреспондент утверждает, что у российских избирателей все же остается одна реальная возможность высказать свое отношение к действиям властей - их право голоса. Эта возможность вполне реальная, так как, по мнению швейцарского корреспондента, вероятность прямой фальсификации данных в масштабах всей страны невелика. Такое утверждение основывается на относительно независимом положении Центральной избирательной комиссии, которая будет осуществлять подсчет голосов: лишь треть ее членов обязана своим назначением Кремлю. Руководитель Центризбиркома Александр Вешняков близок к Аграрной партии и, по мнению швейцарского корреспондента, вполне оправдал свою репутацию независимого судьи. В этом отношении Россия все же выгодно отличается от многих государств бывшего Советского Союза, где избирательные органы являются лишь продолжением исполнительной власти, - заключает авторитетная швейцарская газета.