Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
15 декабря 2003 г.

Дана Прист и Уолтер Пинхус | The Washington Post

Хусейн дезориентирован и непокорен

Несмотря на призывы о быстром суде и казни, Саддам Хусейн, вероятно, проведет в тюремной изоляции многие месяцы, если не годы, постоянно подвергаясь допросам американских военных и чиновников ЦРУ. Об этом сообщили вчера правительственные источники.

Хусейн, который, как ожидается, будет содержаться на территории Ирака, уже удивил тех, кто его захватил. При задержании он казался странным образом дезориентированным, что, по словам нескольких экспертов разведки, поразило американские власти. Сейчас американцы пытаются установить причину его состояния - то ли он просто боится, то ли у него умственное расстройство.

По опыту допросов террористов "Аль-Каиды" чиновники американской разведки уже знают, что могут пройти месяцы, прежде чем им удастся преодолеть психологический и физический стресс Саддама.

"Будет множество бесед с ним, - предполагает Портер Госс, председатель комитета палаты представителей по разведке и один из тех, кто был первым проинформирован о задержании Саддама. - Я не думаю, что (он заговорит) очень быстро. У него большой опыт отрицаний и обмана".

Слова Госса согласуются с тем, что говорят другие эксперты разведывательного сообщества и американские чиновники. Один бывший агент ЦРУ назвал процесс против Саддама "долгим вытягиванием", которое потребует "одновременных допросов", во время которых информация, предоставляемая Хусейном, должна немедленно передаваться бывшим высокопоставленным иракским чиновникам, находящимся в заключении и согласившимся на сотрудничество, а их ответы - незамедлительно поступать к следователям и использоваться для дальнейшего давления на Хусейна.

Американское военное командование называло Хусейна "разговорчивым", однако после ареста он проявил непокорность и упорство. Поэтому власти не исключают, что один из самых хитрых лидеров имеет план действий и для этого этапа своего существования.

Процесс против Хусейна будет вестись по тем же одобренным Белым домом правилам, по которым велось следствие против таких фигур "Аль-Каиды", как Шейх Мухаммед, Абу Зубейда и др. Эти правила позволяют следователям подвергать подследственных боли и дискомфорту.

В некоторых случаях подследственные лишались сна, сантехнических удобств и удобной мебели для сидения. По крайней мере, в одном случае подследственному было отказано в лекарстве от боли.

Эти правила будут ужесточены в отношении Хусейна, подчеркнул высокопоставленный чиновник Белого дома, в соответствии с Женевскими конвенциями, поскольку Хусейн был главой государства и главнокомандующим военными силами страны, а не террористической организации.

До ареста Хусейна некоторые представители разведывательного сообщества полагали, что живым его захватить не удастся и что при нем обязательно будет яд для совершения самоубийства. Также они ожидали, что он, по крайней мере, предпримет попытку отстреляться из своего оружия, что приведет к фатальному удару по его укрытию, и в результате он погибнет и станет мучеником в глазах части иракцев.

Однако Хусейн даже не попытался застрелиться из найденного при нем оружия, и это заставило некоторых аналитиков изменить свою точку зрения, согласно которой для Хусейна его место в арабской истории значит для него больше, чем личный комфорт и безопасность.

Допросы Хусейна проводят ЦРУ и военные следователи, имеющие в распоряжении широкий спектр методов - от притворного задабривания до устрашения. У следствия есть, по словам Госса, "несколько желтых страниц вопросов" к бывшему иракскому лидеру.

Большая их часть посвящена его информированности о конкретных операциях, планирующихся против американских войск или гражданских лиц в Ираке, и имеющимся у него сведениям об организации и снабжении иракского сопротивления.

Следователи намерены быстро установить, действительно ли он является "злым гением", который знает обо всех нюансах сопротивления, или он лишь поддерживал контакты с небольшой группой людей и не располагает никакой ценной информацией, подчеркнул Дэниел Баймен, аналитик-ближневосточник Джорджтаунского университета.

Далее в списке вопросов - осведомленность Хусейна о террористической деятельности и сетях за пределами Ирака и об оружии массового поражения. Хотя эксперты администрации и Капитолийского холма полагают, что Хусейн, может быть, и не представляет себе всей полноты картины, его задержание, возможно, позволит свободно и открыто заговорить ученым, бывшим военным офицерам и другим людям, связанным с иракскими программами вооружения.

В то же время, если Хусейн будет настаивать на том, что в Ираке нет никакого оружия массового поражения, и это подтвердят инспекторы, это может вызвать противоречивые дебаты о том, что послужило поводом для начала войны против Ирака.

Президент Буш и его помощники указывали, что одна из главных причин необходимости свержения Саддама Хусейна - это угроза, которую представляет собой его химическое, биологическое и ядерное оружие.

До сих пор загадкой остаются перехваченные американской разведкой незадолго до начала войны электронные сведения о том, что химическое оружие поступило на вооружение подразделений Иракской республиканской гвардии.

"Это были перехваченные приказы, - отметил вчера один американский чиновник, - но мы хотим знать, были ли они исполнены".

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru