Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
15 декабря 2004 г.

Серж Андерлен | Le Temps

"Украинцам нужно нечто большее, чем вежливое соседство"

Как ЕС должен строить свои отношения со странами, расположенными по ту сторону его восточных границ? Своим мнением с Le Temps делится 32-летняя Александра Гужон, специалистка по западным республикам бывшего СССР из парижского Института политических исследований.

- Кремль всегда рассматривал Украину как лучшую часть своего "заповедника". Что означает для него киевская "оранжевая революция"?

- Мы преувеличиваем роль России и ее влияние на Украине, как, впрочем, и в Молдавии или Белоруссии. Ни Киев, ни Кишинев, ни Минск не управляются из Кремля, я совершенно не верю в эту теорию. Скажем так: речь скорее идет о достаточно умном обмене услугами между государствами. Ясно, что эти три страны входят в зону влияния Москвы, занимают приоритетное место в ее внешней политике. Но они не являются ее послушными пешками. Имея общие интересы, они не обязательно составляют с ней альянс. Лучшим тому примером служит отправка украинских войск в Ирак в составе коалиции, хотя в данном вопросе Москва всегда противостояла Вашингтону. А решение послать украинцев в Багдад было принято тем самым президентом Леонидом Кучмой, которого на Западе часто называют "человеком Москвы".

- Виктор Ющенко имеет все шансы выиграть повторный второй тур президентских выборов 26 сентября. Будет ли означать его приход к власти, что Москва "потеряет Украину"?

- Посмотрим. Но целый ряд признаков позволяет думать, что этого не произойдет. Прежде всего, на Украине нет - как это было в начале 90-х годов в случае с организацией "Рух" - мощного и воинственного националистического движения, охотно демонстрировавшего свой антироссийский акцент. Далее, Виктор Ющенко не является ни чистым политиком, ни идеологом. Это прагматичный управленец, вершиной славы которого была его деятельность на посту президента Украинского центрального банка, когда он покончил с гиперинфляцией. В его окружении я не вижу почти никого, кто действительно хотел бы порвать с Россией. Наконец, нет никаких оснований полагать, что сближение Украины с Европой непременно обернется однозначным ущербом для России. Украина может поддерживать хорошие отношения и с Европой, и с Россией. Никто не заставляет ее выбирать.

- За последние недели вопрос об интеграции (в той или иной форме) Украины в Европу приобрел дополнительную остроту. Какую позицию следовало бы занять европейским странам?

- Они, как это часто бывало, поздно проснулись. До сих пор единственным вариантом, предлагавшимся Украине, Молдавии, а также странам Южного Средиземноморья (Магриб), была "европейская политика соседства": эта формулировка была принята весной 2003 года, и "планы действия" этой политики были в минувший четверг переданы на рассмотрение Брюсселя. Получается так, будто ЕС заранее хочет отказаться от любого варианта, который выходил бы за рамки простого вежливого соседства. Такую позицию можно было бы считать правильной в отношении Белоруссии, где диктатор Лукашенко проводит откровенно антиевропейскую политику... Но украинцы хотят большего! "Оранжевая революция" указывает нам на то, что они уже выступают по отношению к Евросоюзу в роли "турок". Брюсселю хотелось бы видеть в них скорее партнеров, чем будущих полноправных членов ЕС. Но, с точки зрения Киева, это ничто. Поэтому не нужно разочаровывать украинцев, нужно дать им уверенность в том, что перспектива вступления в ЕС, о котором они думают, легитимна и не является иллюзией.

- Проблема в том, что Брюссель, судя по всему, не хочет торопиться. ЕС начинает с трудом "переваривать" вступление в свой состав десяти новых государств, и украинский эпизод стал для него полной неожиданностью.

- Внесем ясность: Украина находится в Европе, этого никто не может оспорить. И с того момента, когда страна начинает отвечать критериям вступления в ЕС, можно ли ей в этом отказывать? Вся проблема именно в этом. И она с неизбежностью встанет. Ибо я могу поспорить, что скоро Ющенко поднимет внешнеполитический вопрос. Он заинтересован в этом, ему нужно воспользоваться огромным капиталом симпатий, скопившимся на Западе. И если Украина будет быстро эволюционировать в перспективе присоединения, она сможет заручиться в ЕС поддержкой Польши и Литвы. Варшава, как и Вильнюс, лучше других понимают, каким прекрасным демократическим мотором служит для народа твердо поставленная цель - войти в Евросоюз.

Источник: Le Temps


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru