В то время как по Украине ползут догадки о том, кто стоял за таинственным отравлением диоксином кандидата в президенты Виктора Ющенко, использование ядов в государственной политике вновь выходит на сцену в бывшей советской республике. Некоторые бывшие офицеры российских спецслужб утверждают, что оно никогда с этой сцены не сходило.
За прошедшее десятилетие было несколько случаев, когда преемники КГБ в России и других странах, ранее входивших в советскую сферу, попадали под подозрение в связи с использованием наркотиков или ядов против своих противников. И хотя власти всегда отрицали, что отдали приказ о подобных действиях, бывшие сотрудники говорят, что считают многие обвинения заслуживающими доверия.
"В нашей службе считалось, что яд - это просто оружие, как пистолет, - заявил Александр Литвиненко, который служил в КГБ и Федеральной службе безопасности с 1988 по 1999 год, а теперь живет в Лондоне. - На Западе к нему так не относятся, но его считали просто инструментом".
По словам Литвиненко, секретная лаборатория КГБ в Москве, продолжающая свою работу под эгидой ФСБ, специализируется на изучении ядов.
Анализируя дело Ющенко, бывший генерал КГБ Олег Калугин, ныне живущий под Вашингтоном, сказал, что ему оно представляется "очевидной попыткой убрать его с политической сцены".
Калугин говорит с позиций уникального опыта. В 1978 году через него шли указания советским агентам снабдить спецслужбу Болгарии зонтиком с пружиной, который впоследствии использовали для введения дозы рицина, убившей болгарского диссидента Георгия Маркова в Лондоне.
И Литвиненко, и Калугин верят в то, что к отравлению Ющенко причастна украинская спецслужба, сохранившая тесные связи с ФСБ, и подозревают, что российские спецслужбы могли в этом участвовать. Ющенко заболел 5 сентября после обеда с главой украинской спецслужбы, генералом Игорем Смешко.
Российские и украинские власти яростно отрицают свою причастность. Пресс-секретарь российского посольства в Вашингтоне Евгений Хоришко заявил: "Нет никаких доказательств, подкрепляющих эти утверждения".
Отстаивая свою точку зрения, Литвиненко и Калугин говорят о недавних случаях, когда российские власти попадали под подозрение в применении наркотиков или ядов. Российский банкир Иван Кивелиди и его секретарь умерли в 1995 году, воспользовавшись телефонным аппаратом, в трубке которого явно был размещен яд.
В 2002 году саудовский боевик, известный под именем Хаттаб, сражавшийся вместе с чеченскими мятежниками против российских войск, умер, вскрыв отравленное письмо. Бывший спикер российского парламента Иван Рыбкин, который в феврале, во время своей предвыборной кампании против президента Путина, исчез на несколько дней, впоследствии обвинил ФСБ в том, что его накачали наркотиками.
1 сентября произошел инцидент, который привлек внимание СМИ в России и Британии. Анна Политковская, известная российская журналистка из "Новой газеты", потеряла сознание, выпив чаю на борту самолета, летевшего в Беслан, где боевики захватили школу. Впоследствии она заявила, что, по ее мнению, агенты ФСБ, находившиеся в самолете, отравили чай. Когда она пришла в сознание в больнице, писала она в The Guardian, сестра шепнула ей: "Милая, вас пытались отравить".
Конечно, есть и другие версии по поводу того, кто стоял за болезнью Ющенко. Милтон Лейтенберг, эксперт по российскому биологическому оружию в Университете Мериленда, заявил: хотя "спецслужбы - это первое, что приходит в голову", Ющенко мог отравить политический противник или преступная группировка.
В субботу врачи в Вене подтвердили, что Ющенко был введен диоксин, вызвавший тяжелые повреждения кожи. По словам врачей, уровень диоксина в его крови превышает допустимый в тысячу раз. Генеральный прокурор Украины Святослав Пискун объявил о возобновлении уголовного расследования этого отравления.
По мнению западных экспертов, обнаружение диоксина почти доказывает то, что Ющенко был умышленно отравлен. Диоксином называется класс химических веществ, являющихся побочным продуктом сгорания отходов, производства пестицидов и других промышленных процессов.
Алистер Хэй, профессор токсикологии из Университета Лидса, заявил, что диоксин вряд ли стали бы использовать для убийства, но если тот, кто это совершил, стремился вывести Ющенко из борьбы, то диоксин имел смысл. "Он растворяется в жирах, поэтому его легко ввести, например, в суп", - отметил Хэй.
Вил Мирзаянов, бывший российский ученый, живущий в Нью-Джерси, заявил, что секретный отдел в московском химическом НИИ много лет занимался изучением диоксина по заказу военных.
Он добавил, что никогда не слышал об изучении диоксина в качестве оружия в бывшем СССР, но д-р Пол Уэкс, вице-президент американского Колледжа медицинской токсикологии, заявил, что в 2002 году на конференции в Волгограде российские ученые говорили ему, что такие исследования ведутся.
В последние десятилетия подобные случаи имели место в мире. Правительство Южной Африки обвиняли в том, что оно использовало одежду, зараженную органофосфатами, пытаясь отравить борцов с апартеидом. В 1997 году израильские агенты в Иордании ввели яд лидеру Хамас Халеду Месхалу, но впоследствии, под международным давлением, ввели противоядие, чтобы спасти его жизнь.
В 1950-60-е годы в ЦРУ велась секретная программа по разработке оружия с использованием токсинов, которое убивало бы, не оставляя следов. Попытки ЦРУ отравить премьер-министра Конго Патриса Лумумбу и Фиделя Кастро не удались, но впоследствии стали предметом расследования конгресса.