Наследники основателя автомобильного концерна Renault снова обращаются в суд, требуя восстановить справедливость, пишет Стефано Монтефьори в статье, опубликованной в газете Corriere della Sera.
"Луи Рено основал свою промышленную империю, прибавив четвертое колесо к трехколесному средству. Так родился Renault Type A. 1940 году, вернувшись из Вашингтона, где Рено встречался с президентом Рузвельтом и обсуждал с ним вопросы, связанные с производством танков и другой военной техники, промышленник увидел Францию потерпевшей поражение и униженной. Он также узнал, что нацисты намереваются демонтировать его предприятие и вместе с рабочими отправить в Германию. Рено удалось убедить немцев, чтобы все оставалось как прежде - и Renault стал работать на них", - пишет издание.
"После освобождения Парижа в 1944 году Луи был арестован как коллаборационист и через месяц умер в тюрьме, не дожив до суда. В следующем году семья лишилась компании, она была национализирована. При этом новое французское государство не стало менять название, потому что смена исторической марки была равносильна коммерческому самоубийству. Компания была вновь приватизирована в 1996 году, - сообщает издание, - и вот вчера, 66 лет спустя, семь внуков Луи Рено обратились в Парижский суд за компенсацией в связи с "незаконной и беспрецедентной конфискацией" дедушкиного предприятия".
"11 января судьи примут решение об обоснованности требования. Но в данном деле на первый план выходит историческая сторона. Луи Рено скончался 24 октября 1944 года в госпитале на улице Удино после того, как его жестоко избили: у него был перебит шейный позвонок. Он стал одним из 40 тысяч французов, подвергшихся мести соотечественников. А генерал Де Голль выбрал Renault, чтобы подать пример и удовлетворить требования профсоюзов. Но ведь и другие автомобилестроительные предприятия, такие как Citroën и Peugeot, также были вынуждены работать на врага", - говорится в статье.
"Никто не может утверждать, что мой дед делал больше, чем был вынужден, работая на нацистов", - говорит одна из внучек Луи. Однако, по мнению Ива Одвара, профсоюзного лидера ВКТ, "с 1941 по 1944 год предприятия Renault работали на нацистов. Нельзя реабилитировать Луи, это было бы равносильно переписыванию истории".
Историки упрекают Рено в том, что он даже не пытался, в отличие от владельцев Citroën и Peugeot, саботировать работу и не сотрудничал с движением Сопротивления: это было слишком рискованно для его обожаемого детища. Действительно, последними словами Луи Рено перед смертью, когда он на мгновение вышел из комы, были: "Как там завод?" - пишет автор статьи.