Наблюдать за падением древнего города было мучительно, признает The New York Times, называя "разрушителей Алеппо" - Асад, Путин, Иран. На ГА ООН в 2015 году Путин настаивал: суверенитет режимов должен превалировать над чаяниями народов. После революций на Украине, в Тунисе, Египте и Ливии сохранение Асада стало для него делом принципа, пишет La Croix. Die Zeit считает, что "сдержать Путина" могут только новые финансовые санкции.
"Падение Алеппо укрепит положение Асада: теперь с помощью Москвы и Тегерана он контролирует городскую Сирию, - утверждает редакция The Times. - Большая часть границы с Ливаном и побережье Средиземного моря также в его власти. Центральный столп западной политики - необходимость отстранить Асада от власти и заменить его умеренными повстанцами - необратимо поврежден". Вчера битву за Алеппо сравнивали со Сталинградом, добавляет издание: "Баланс сил смещается во всем регионе".
Газета предсказывает, что военная ось, обеспечившая разрушение Алеппо, скоро дезинтегрируется: амбиции Москвы и Тегерана разнятся. В частности, Иран готов к разделению Сирии, а Россия в нем не заинтересована.
"Эти расхождения должна использовать новая администрация США, - рекомендует The Times. - Следует избежать ощущения того, что Иран - победитель, получивший выгоду от слабости Асада и российской огневой мощи".
"Запад должен сосредоточиться на сокращении асадовского мира, - говорится в публикации. - Великобритания планирует отправить беспилотники в Алеппо для видеосъемки преступлений Асада и его союзников. Сирийский лидер должен знать, что в конце концов ответит за свои военные преступления. Возможно, он хорошо спит в своем дамасском убежище, но в Гааге его ждет камера".
"Наблюдать за падением древнего сирийского города Алеппо было мучительно, - признает The New York Times. - По сообщениям, над мирными жителями, бежавшими из зоны боевых действий, силы правительства Асада учиняли расправу, некоторые были расстреляны в ходе повальных обысков. Тысячи других людей оказались в западне без еды, воды и крова".
Асад ни за что бы не преуспел без поддержки российского президента и, в меньшей степени, Ирана, говорится далее. Избранный президент США Дональд Трамп, апологет Путина, окружающий себя высшими советниками, которые также симпатизируют Кремлю, не может это игнорировать, считает издание: "Возможно, для него настал подходящий момент, чтобы убедить Путина прекратить эту бойню".
"Кровопролитие, устроенное Путиным: бомбардировки районов, где живут гражданские лица, разрушение больниц, отказ разрешить снабжение мирных жителей продовольствием, топливом и медикаментами, - является нарушением международного права", - констатирует издание.
Обама сотрудничал с Россией, чтобы убрать из Сирии большую часть химического оружия Асада, однако другие попытки сотрудничества - особенно поиск политического соглашения, которое бы положило конец гражданской войне и позволило сосредоточиться на борьбе с ИГИЛ (запрещено в РФ. - Прим. ред.) - потерпели фиаско. Несомненно, Путин использовал дипломатию как обманный трюк, чтобы добиться военной победы Асада, говорится в статье.
"Содействуя спасению сирийского режима, Путин стал распорядителем дипломатической игры, развернувшейся вокруг Сирии", - пишет журналист газеты La Croix Оливье Таллес.
"На ГА ООН в Нью-Йорке 28 сентября 2015 года Путин в нескончаемой речи развивал тему новомодной идеологии: суверенитет режимов на местах должен превалировать над чаяниями народов, - говорится в статье. - После революций на Украине, в Тунисе, Египте и Ливии, в которых он обвинил американские спецслужбы, бывший агент КГБ превратил сохранение Башара Асада во главе Сирии в вопрос принципа".
У России есть и собственные военные цели в Сирии: поддержать привилегированные отношения со старым союзником, который предоставляет базу в порту Тартус, остановить исламистские движения, подыграть патриотическим чувствам своих граждан.
"Для Путина новое обретение статуса мировой супердержавы - альфа и омега его внешней политики - отныне происходит с помощью Сирии, - продолжает Таллес. - Развертывая армию за пределами своего заповедного поля после кончины Советского Союза и навязывая свой военный сценарий, Россия фактически вновь становится ключевым участником международных отношений, наряду с Китаем и США".
"Попутно Путин нейтрализовал одну из главных опор сирийского восстания - Турцию", - говорится в статье. Когда Реджеп Эрдоган встретился со своим коллегой, чтобы положить конец ссоре, возникшей после ликвидации в ноябре 2015 года российского бомбардировщика над турецко-сирийской границей, "сильный лидер Кремля мог договориться о принципе примирения в обмен на отречение от повстанцев Алеппо", передает автор со ссылкой на "различные источники".
Кроме того, Россия продолжает битву в СБ ООН, блокируя своими вето любые санкции против режима Асада. Отвечая военным потребностям своих союзников на земле в Сирии, она объявила о прекращении "гуманитарных" перемирий.
Автор замечает: "Долгое время русские уверяли, что хотят защитить скорее законный режим в Сирии, нежели самого президента, умышленно разъединяя эти два понятия в контексте будущего переустройства страны". Сегодня они уже так не говорят.
Вашингтон сдает позиции на Ближнем Востоке на фоне вмешательства России и ее партнеров, пишет The Wall Street Journal. "Администрация Обамы была исключена из процесса, в то время как Россия и Турция вели переговоры на этой неделе по оказанию гуманитарной помощи жителям осажденного города на севере Сирии", - сообщают корреспонденты.
"Мы больше не ведем переговоры. Единственное, что мы делаем, - это призываем их срочно прекратить бомбардировки, чтобы позволить людям уехать", - сказал высокопоставленный чиновник Госдепа.
Позиция США вряд ли изменится при Дональде Трампе, который публично заявлял, что вступит в союз с российским президентом по Сирии, чтобы бороться с "Исламским государством".
Президент Барак Обама подвергался значительной критике за свою сирийскую политику. Однако
"американские чиновники выразили свое несогласие с обвинениями в предательстве и с той идеей, что Россия, Иран и Сирия одержали значительную геополитическую победу", говорится в статье. По их словам, насилие в Алеппо только подстегнет сопротивление суннитского большинства в Сирии. Они также сказали, что сторонники повстанцев в регионе, особенно Саудовская Аравия, Турция и Катар, вряд ли прекратят их поддерживать, и предрекли сохранение ситуации неопределенности и хаоса.
Основной груз ответственности за убийства в Алеппо лежит на России, по мнению журналиста Die Zeit. "Для того чтобы усложнить военным преступникам задачу, Европа должна применить против Путина единственное действенное оружие", - пишет Штеффен Добберт, имея в виду санкции.
13 декабря 2016 года войдет в историю как "день, когда на фоне варварства, творящегося в Алеппо, становится стыдно за свою принадлежность к роду человеческому", потому что "Алеппо напоминает нам геноцид в Руанде или резню в Сребренице, на которые весь мир взирал, ничего не предпринимая", говорится в статье.
"Человека, который, поддерживая Асада и пользуясь медлительностью Обамы в Сирии, решает, кому жить, а кому гибнуть, зовут Владимир Путин", - считает автор.
"Вот уже несколько месяцев Виталий Чуркин, постпред РФ при ООН, вместе с главой российского МИД Сергеем Лавровым и президентом Путиным повторяют одну и ту же ложь", - пишет Добберт. На прошлой неделе на заседании ОБСЕ Лавров заявил, что в Алеппо осуществляется операция по защите мирного населения. За этим последовала финальная битва за город.
Если Совбез ООН больше не может выполнять свои непосредственные обязанности, поскольку Россия и Китай то и дело накладывают вето, а США парализованы сменой администрации, действовать должна европейская дипломатия, убежден автор.
ЕС владеет эффективным средством воздействия на Россию, впервые опробованным в ответ на украинский кризис. "Сдержать Путина в его желании захватить еще больше украинской территории помогли, прежде всего, те санкции, которые затронули финансовые рынки", - пишет журналист.
"Цель Кремля ясна: поддержать Асада - даже если для этого потребуется уничтожить тысячи мирных жителей. В стратегических расчетах Путина подобные цифры не играют никакой роли, но неотвратимость последствий заставила бы задуматься о дальнейших военных преступлениях даже российского автократа", - говорится в статье.