Применение террористами ядерного оружия, украденного или купленного в Пакистане или России, нельзя исключить в течение ближайших 15 лет, говорится в докладе, опубликованном ЦРУ.
В докладе, подготовленном Национальным разведывательным советом (НРС), престижным аналитическим центром американского разведывательного сообщества, говорится, что в большинстве терактов будут применяться обычные вооружения и использоваться новые приемы, сбивающие с толку службы, занимающиеся отражением террористических атак.
Авторы доклада, который публикуется раз в пять лет, предупреждают, что террористы, возможно, будут проявлять оригинальность не в сфере применяемых ими технологий и вооружений, а в таких оперативных концепциях, как масштабы, замысел и поддержка терактов.
Одной из возможностей является большое количество терактов, совершаемых одновременно в удаленных друг от друга местах. Хотя машины, начиненные взрывчаткой, остаются популярным оружием, террористы могут подняться по технологической лестнице и применять современные взрывчатые вещества и беспилотные летательные аппараты.
"Религиозное рвение исламских экстремистов усиливает их желание осуществлять теракты с большим количеством жертв. Традиционно религиозный терроризм является наиболее деструктивным, поскольку такие группировки не связаны почти никакими ограничениями", - говорится в докладе.
"Самой тревожной тенденцией", по мнению его авторов, является стремление некоторых организаций получить оружие массового поражения. Американское разведывательное сообщество "серьезно обеспокоено" тем, что эти группировки могут приобрести биологические агенты или ядерное устройство. Однако авторы доклада признают, что приобретение ядерного устройства менее вероятно, чем биологического оружия.
Чтобы создать любой из этих видов оружия, террористам нужна лаборатория размером с кухню, и они могут произвести устройство "размером меньше тостера", предупреждает НРС.
В докладе говорится, что вероятность применения террористами биологического оружия выше, и спектр возможностей в этом направлении будет увеличиваться. Поскольку обнаружение сибирской язвы, оспы и других заболеваний происходит не сразу, теракт может быть в разгаре, когда власти о нем узнают.
По мнению разведывательного сообщества, применение радиологических распыляющих устройств может быть эффективным в распространении паники, поскольку люди не имеют адекватной информации о подобных устройствах. "Разрабатывая конструкцию упрощенного ядерного оружия, террористы продолжат попытки приобрести расщепляющиеся материалы", - говорится в докладе.
Это может стать стимулом для стран, не имеющих ядерного оружия, особенно на Ближнем Востоке и в Северо-Восточной Азии, получить его, поскольку становится очевидным, что соседние государства и противники в регионе это делают.
"Содействие тех, кто занимается распространением запрещенных вооружений, включая таких частных предпринимателей, как сеть А.Хана, сократит сроки разработки ядерного оружия в новых странах", - говорится в докладе.
"В то же время они могут продолжить попытки приобрести или украсть оружие, особенно в России или Пакистане. Учитывая возможность того, что террористы могут получить ядерное оружие, нельзя исключить вероятность применения такого оружия экстремистами до 2020 года. Мы полагаем, что террористы также попытаются получить и разработать технологии для осуществления кибератак, направленных на физическое уничтожение компьютерных систем и повреждение важных информационных сетей".
"Главными мишенями террористов останутся США и их интересы за границей, но новые теракты могут привести к масштабным переселениям, миграции и гуманитарным проблемам".
Пакистан испытал ядерное оружие в мае 1998 года, вскоре после проведения ядерных испытаний в Индии. С тех пор в Индии и Пакистане осуществляются ядерные программы, а также ведется разработка ракетных систем доставки ядерного оружия.
В феврале прошлого года создатель пакистанской ядерной программы А.Хан признался в продаже ядерной технологии Ирану, Ливии и Северной Корее.
Из-за популярности Хана как отца пакистанской атомной бомбы президент Пакистана Первез Мушарраф помиловал его, но посадил под домашний арест, запретив ученому с кем-либо встречаться и отвечать на телефонные звонки.
Однако Пакистан категорично заявил, что не выдаст Хана в США или другую страну для проведения следствия, хотя предложил сотрудничество зарубежным структурам, расследующим деятельность сети Хана.
На прошлой неделе сотрудники ФБР сообщили, что пакистанский бизнесмен, возглавляющий в Нью-Йорке компанию, занимающуюся импортом, предлагал "Аль-Каиде" приобрести 50 ядерных устройств для использования против американских войск.
57-летний Сайфулла Парача, арестованный 19 месяцев назад и отправленный на Гуантанамо, говорил оперативникам "Аль-Каиды", что знает, где можно достать ядерное оружие.
В документах, переданных на прошлой неделе в суд в Вашингтоне, Парача назван участником сговора с целью контрабандной доставки в США взрывчатки и помощи "Аль-Каиде" в сокрытии больших сумм денег.