Якобы антииранская карикатура в берлинской газете Tagesspiegel вызвала яростные протесты. В Тегеране демонстранты даже штурмовали посольство Германии. В редакции Tagesspiegel атмосфера напряженная
Около 9 часов утра на Потсдамской улице Берлина появляются сотрудники и редакторы газеты Tagesspiegel. Большинство из них, скорее всего, догадывается, какой вопрос будет сегодня темой дня: как газета должна реагировать на протест, который выразили иранцы по поводу опубликованной карикатуры. И более того: что делать с угрозами убить карикатуриста.
Насколько щекотлива эта тема, становится понятным уже у входа в здание, где расположена редакция. На вопрос, какой должна быть реакция, сотрудники отвечают лаконично: "Без комментариев", "Не могу ничего сказать" или просто отмахиваются. Только один из них сказал: "Сейчас ничего делать не нужно. Мне карикатура понравилась". За дверью кабинета главного редактора идет жаркая дискуссия, обрывки слов доносятся даже до вестибюля.
В Тегеране несколько десятков студентов подтянулись к зданию немецкого посольства. Они выкрикивали лозунги "Смерть немцам!" и "Немцы, вы фашисты и прислужники сионизма!". По сведениям информационного агентства dpa, они закидали здание посольства бутылками с "коктейлем Молотова".
В редакции Tagesspiegel вряд ли кто мог предвидеть, что газета будет втянута в карикатурный скандал, спровоцированный датской газетой. В прошлую пятницу в Tagesspiegel, принадлежащей издательству Holtzbrinck, была опубликована карикатура, которая изображает иранских футболистов на немецком футбольном стадионе, обмотанных поясами шахидов, рядом с солдатами бундесвера. Подпись: "Почему на чемпионате мира непременно... должен быть задействован бундесвер".
Поводом для карикатуры явился внутриполитический спор: федеральный министр внутренних дел Вольфганг Шойбле вот уже несколько недель требует, чтобы на ЧМ по футболу, который пройдет этим летом в Германии, был задействован бундесвер. Однако рисунок художника Клауса Штуттманна быстро превратился в событие международной политики, как и изображения пророка Мухаммеда, опубликованные датской газетой Jyllands-Posten.
Одна из иранских спортивных газет выразила свое возмущение рисунком, а несколько позже активизировалось иранское посольство в Берлине. "Нужно предпринять все необходимые шаги для возмещения ущерба от этого аморального акта", - потребовало оно от газеты Tagesspiegel, сообщив, что оставляет за собой право обратиться в суд.
"Предположение абсолютно немыслимо"
Редакция Tagesspiegel отреагировала незамедлительно. В понедельник была собрана редколлегия, состоялось обсуждение, и во вторник целая страница газеты была посвящена карикатурному скандалу. Главный редактор Герд Аппенцеллер процитировал в своем комментарии заявление редколлегии. Само собой разумеется, что ни художник Штуттманн, "ни Tagesspiegel не хотели поставить под сомнение безукоризненную репутацию иранских футболистов. Уже исходя из традиции этой газеты, направленной на достижение взаимопонимания между народами, такое предположение абсолютно немыслимо".
Редколлегия заявляет: "Мы сожалеем об иранской реакции на эту карикатуру и можем объяснить ее лишь недостаточной осведомленностью о внутриполитических дебатах в Германии". Принести формальные извинения руководство издания отказалось.
"Речь идет о внутриполитической проблеме"
Во вторник у входа в редакцию мало кто из сотрудников решался высказать свою точку зрения, многие торопились пройти побыстрее. Но редактор Харальд Шуманн задержался: "В этой ситуации важно, чтобы редакция полностью поддержала своего коллегу", - сказал он. Так бывает с любыми карикатурами, продолжал он, мнения всегда разделяются - некоторые находят их хорошими, некоторые - плохими.
С другой стороны, каждому, кто хоть что-то знает об иранском футболе, должно быть ясно, что речь идет о внутриполитической, о немецкой проблеме. Те же, кто хочет разжечь ненависть, демонстрирует эту карикатуру публике, которая ничего не знает о внутренней политике Германии, говорит Шуманн.
Другой сотрудник Tagesspiegel полагает, что основа карикатурного скандала - это недоразумение. "Обычно я против этого, но, поскольку ситуация сейчас и без того напряженная, можно подумать об извинениях".
Во вторник на редколлегии еще раз обсуждалась карикатура и отношение к протестам. Тем временем по электронной почте в редакцию стали поступать письма поддержки. Многие хотят, чтобы газета проявила стойкость. Один читатель написал: "Если вы попросите прощения, я откажусь от подписки на вашу газету".