Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
15 февраля 2007 г.

Стивен Ли Майерс | The New York Times

Россия готовится к выборам, но некоторые партии уже проиграли

Санкт-Петербург, Россия. Два кандидата в местных выборах, которые состоятся здесь в марте, футбольная звезда и чемпион по фигурному катанию, насколько известно, не намерены бросать спортивную карьеру ради работы в законодательных органах. Если они выиграют, а это почти наверняка произойдет, людей, которые займут их места, подыщут дружественные Кремлю партии, а не избиратели.

Оппозиционная партия была отстранена от участия в выборах в связи с обвинением в подделке подписей, но ей даже не дали возможности доказать свою невиновность. Контролируемое правительством телевидение успешно отстраняет от эфира все партии за исключением тех, которые демонстрируют лояльность президенту Владимиру Путину.

Выборы, которые пройдут здесь 11 марта, как и в других 13 регионах, будут представлять собой прообраз предстоящих национальных парламентских выборов, где выбор избирателей будет в лучшем случае сильно ограничен.

"Демократия? - спрашивает Владимир Федоров, глава местного отделения Коммунистической партии, которой предстоит нелегкая задача выиграть хоть сколько-нибудь из 50 мест в региональном парламенте. - Я не назвал бы процесс, происходящий в нашей стране, демократией".

Здесь, как и на национальном уровне, путинский Кремль практически не оставил возможностей для сюрпризов.

По настоянию Кремля, говорят противники Путина и независимые аналитики, парламент поднял для партий процентный порог для получения мест, упразднил требование обязательной процентной явки избирателей, отменил региональные выборы в пользу партийных списков и отменил вариант голосования "против всех". Новый закон об экстремизме запрещает кандидатам критиковать своих оппонентов или кого-либо на государственной должности.

Кремль также сделал более сложным для партий процесс формирования и регистрации. По официальным данным, министерство юстиции отказалось зарегистрировать 15 из 32 партий, которые подавали заявки в прошлом году, а другие, в основном неактивные партии, затерялись и ушли в историю.

Эта мера, как и большинство других, на первый взгляд, преследует абсолютно разумные и демократические цели: упростить и сделать более понятными правила избирательной политики. Однако по мнению критиков, Кремль просто обеспечивает гладкие повторные выборы пропрезидентских партий.

"Это будет так же, как если бы в Калифорнии проходили выборы, в которых участвовали бы только пять кандидатов от Республиканской партии", - говорит глава петербургского отделения либеральной партии "Яблоко".

Городская избирательная комиссия дисквалифицировала ее, объявив, что часть подписей в поддержку списка кандидатов, прилагавшихся к заявлению, были недействительными. Партии было предоставлено два дня, чтобы опровергнуть заключение графологической экспертизы, предоставив подписанные письменные показания и копии паспортов сотен будущих избирателей.

К началу февраля, когда до выборов оставалось меньше месяца, партия "Яблоко" была отстранена от выборов еще в двух регионах, в Орловской и Ленинградской областях. Представители партии назвали это попыткой Кремля еще больше ее ослабить.

Другая либеральная партия, "Союз правых сил", была отстранена от выборов в Вологде, Пскове и Самаре. Коммунистическая партия столкнулась с проблемами в ряде областей, включая Тюмень и Дагестан, но в конечном счете, благодаря протестам, была восстановлена.

В общей сложности партиям было отказано в регистрации в 17 случаях. Единственные три партии, у которых проблем не было, - это "Единая Россия", "Справедливая Россия" и ЛДПР, все из которых являются пропрезидентскими.

В России, как и везде, вся политика местная. Лидеры "Яблока" настаивают, что их отстранение от выборов в Санкт-Петербурге является результатом их противостояния губернатору Валентине Матвиенко, преданной стороннице Путина.

Три представителя "Яблока" в местном законодательном органе были единственными, кто голосовал против ее повторного назначения Путиным в качестве губернатора в декабре прошлого года. Они также возглавили общественный протест против планов Матвиенко и энергетического гиганта "Газпром" построить на берегах Невы небоскреб.

Представители партии и политологи, в то же время, отмечают общенациональную тенденцию в давлении на оппозиционные партии. "Они хотели бы сократить неопределенность, насколько это возможно", - говорит политолог Европейского университета в Санкт-Петербурге Владимир Гельман.

Цель, как считает он и другие, - усилить "Единую Россию", которая сейчас контролирует нижнюю палату парламента и называется "партией власти", вытеснив более мелкие партии типа "Яблока". В то же время Кремль надеется создать лояльный противовес этой партии в лице "Справедливой России", созданной путем слияния трех мелких партий и возглавляемой верным сторонником Путина Сергеем Мироновым.

"Справедливая Россия" в настоящее время является единственной реальной оппозицией, - сказал недавно Миронов, в рамках избирательной кампании в Санкт-Петербурге, открывая на лютом холоде новую карусель. - Остальные просто игрушечные".

Председатель местного отделения партии Олег Нилов признает, что с появлением "Единой России" политические дебаты в России исчезли. "Справедливая Россия", говорит он, станет популярным противником, так как примет сторону неимущих, пенсионеров и рабочих, которым перепало гораздо меньше от энергетического бума последних лет, чем остальным. Однако это касается только дебатов в местных законодательных собраниях и Государственной Думе.

"Мы говорим о том, что на уровне Госдумы должна быть настоящая конкуренция, - заявил он в интервью в штаб-квартире партии, стены которой украшены большими портретами Путина. - Исполнительная власть действует на следующем уровне".

На этом уровне, добавляет он, "должно быть единство".

Председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вадим Тюльпанов отклоняет упреки со стороны партии "Яблоко", говоря, что она сама виновата в проблемах с регистрацией. Он говорит, что выборы просто отражают естественную эволюцию молодой российской демократии, для которой естественно, что такие старые партии, как КПРФ и "Яблоко", теряют свою привлекательность для избирателей.

"В России, насколько я это понимаю, постепенно складывается двухпартийная система по типу американской", - говорит он.

В настоящее время у двух основных партий есть очевидные преимущества: доступ к эфиру, контролируемому властями, и финансированию кампаний. Частные пожертвования стали рискованными после процесса над бывшим главой компании ЮКОС Михаилом Ходорковским, открыто финансировавшим партии в Думе.

Результат неравномерного распределения ресурсов можно наблюдать на улицах города: повсюду видны предвыборные плакаты "Единой России" и "Справедливой России", в то время как остальные практически отсутствуют. Еще одним преимуществом для лояльных партий является то, что городские власти запретили "Яблоку" и другим партиям проводить акции протеста и демонстрации.

Социолог независимого Агентства социальной информации Роман Могилевский, специализирующийся на опросах общественного мнения, говорит, что видит в развитии России основания для оптимизма. "Не думаю, что многие возражают против выборов, - говорит он, как будто собственно вопрос о проведении выборов под сомнением. - Даже в Советском Союзе были выборы. Однако уровень свободы зависит от того, кого вы спрашиваете".

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru