После острой критики ближневосточной политики США в Мюнхене Путин рассчитывал снискать симпатии глав арабских государств и заключить новые контракты
За несколько дней, с воскресенья по вторник, Путин успел побывать в Саудовской Аравии, Катаре и Иордании, подчеркивая тем самым претензии России на повторное обретение роли сверхдержавы. Российский президент не случайно выбрал в качестве трибуны Средний Восток - на контрасте с неуверенной реформаторской стратегией администрации Буша он мягко призывал к безопасности и стабильности, а также предлагал тамошним правителям экономическое сотрудничество, равноправное партнерство и разностороннюю поддержку.
Среди коллег по нефти и газу
Перед этой поездкой, на конференции по безопасности в Мюнхене, Путин в резких словах упрекнул американцев в бесцеремонном стремлении к гегемонии, которое делает мир весьма опасным местом. Поскольку на Ближнем и Среднем Востоке - как минимум с начала войны в Ираке - у американцев связаны руки, любой, даже небольшой успех России в регионе должен глубоко задевать Вашингтон.
Путин встретился с небольшим числом арабских правителей, которые были рады его видеть. На передний план он выдвигал безобидные экономические задачи. Будучи лидером государства - крупнейшего в мире производителя нефти и газа, он обратился к Саудовской Аравии и Катару как к важным коллегам в этой сфере. Он обещал значительные российские инвестиции, например, для разработки газовых месторождений в Саудовской Аравии. Как настоящий партнер с неподдельным интересом он воспринял недавний проект Совета по сотрудничеству в Персидском заливе по созданию мирной атомной промышленности, а также катарское предложение об организации картеля экспортеров газа. Вскоре российские ракеты выведут на орбиту шесть саудовских спутников.
У арабской стороны есть своя политическая подоплека при размышлениях об экономической диверсификации, о чем написала недавно близкая к саудовскому королевскому дому газета Arab News: "В обществе установилась глубокое недовольство тем, что именно Америка с ее порочной политикой и вмешательством в дела региона продолжает оставаться самым главным экономическим партнером Саудовской Аравии".
Незначительное влияние в ближневосточном конфликте
Политические слабости Путина на Ближнем Востоке обнаружились в конце, в Иордании. Сначала, во вторник, президента сердечно встречал король Абдалла, который уже семь раз побывал с визитом в России и установил хорошие деловые отношения с хозяином Кремля. Однако в итоге Путин смог предложить только неопределенный проект по созыву международной конференции по Ближнему Востоку, а общие призывы к ускоренному возобновлению палестино-израильских мирных переговоров отдавали второй свежестью. Его предупреждения о разрушительности односторонних действий, как и многие другие, не произвели впечатления на израильтян.
Под конец, в аэропорту Аммана, короткую встречу с Путиным провел палестинский президент Аббас. Несмотря на то что здесь российский президент мог бы подчеркнуть легендарную для арабов "систематическую поддержку палестинцев", он лишь пожелал Аббасу успеха в деле формирования правительства национального единства, способного наконец "эффективно" выполнить свою задачу. По поводу самого актуального вопроса, будет ли Россия в рамках "ближневосточного квартета" вопреки сопротивлению Израиля и Америки противиться бойкоту "Хамаса", Путин не сказал ни слова.