Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
15 января 2001 г.

Анн Нива | Libération

Сибирь в тисках холода

Постоянные перебои с электричеством, тяжелые бытовые условия; русские пытаются выжить в захлестнувшей их волне небывалого холода

Опираясь на палочку, между рыночными прилавками пробирается пожилая женщина. Она старается дышать как можно осторожней, чтобы не обжечь дыхательные пути. Витринные окна из-за сильного мороза стали почти полностью непрозрачными. 38 градусов ниже нуля, торговый день в полном разгаре. Лариса Федотовна продает ковры, она отказывается признавать ситуацию ?чрезвычайной?. Вместе с тем, ?Я не припомню, чтобы такой мороз держался так долго?, - говорит она. Чтобы не замерзнуть, надо соблюдать следующие правила безопасности: надо соответствующим образом одеваться и, самое главное, не находиться на улице больше часа. Эта пожилая женщина надела валенки на толстые носки из овечьей шерсти. А без валенок в такой сильный мороз долго не протянешь. Лариса Федотовна не может себе позволить меховую шубу, поэтому вынуждена надевать под свое шерстяное пальто одежду в пять слоев. На голове у нее толстый шерстяной платок: видны лишь ее глаза. Помимо этого, на спине у нее, как она говорит, ? для рекламы?, один из ковров, которыми она торгует. ?Кроме того, он греет?, - говорит она, пытаясь улыбнуться: холод сковывает мышцы лица.

Неподготовленность

?Чрезвычайная ситуация? - именно такое определение используют местные власти, когда говорят о необычно холодной погоде, установившейся в Западной Сибири с 30 декабря. ?Ситуация сложная, но не трагическая?, - говорят в мэрии этого крупного промышленного города, в котором проживает 900 тысяч жителей. Им вторят чиновники из администрации края, возглавляемого генералом Александром Лебедем.

Мороз наложил грустный гротескный отпечаток на жизнь Красноярска: половина светофоров не работает, электрическая сеть перегружена. Результат: многочисленные дорожно-транспортные происшествия. Ситуация осложняется тем, что места происшествия окутаны густым белым туманом. В течение последних 15 дней от мороза умерли более 20 человек, ?ежедневно в больницы города поступают сотни людей с обморожениями, очень часто врачам приходится прибегать к ампутации?, - рассказывает Иван Шнайдер, курирующий проблемы здравоохранения в администрации губернатора. ?Большинство смертельных случаев зарегистрированы среди бездомных, автоводителей, попавших в аварийную ситуацию, и алкоголиков: они падают в снег и уже не могут подняться?. 200 домов лишены электричества: электросети не выдерживают нагрузки. Несмотря на то, что в дома продолжает подаваться тепло, температура в квартирах не поднимается выше 13 градусов, хотя ТЭЦ работают на полную мощь.

Оказавшись неподготовленными к такому резкому понижению температуры ( средний показатель для этого периода на 20 градусов выше нынешней температуры), местные власти сознаются в том, что у них нет необходимых средств. В прошлую пятницу мэр Красноярска Петр Пимашков обратился к российскому премьер-министру Михаилу Касьянову с просьбой о предоставлении городу срочной помощи в размере от 150 до 200 миллионов рублей в качестве беспроцентного кредита для решения срочных проблем, например, закупки мазута и угля, поскольку запасы всех ТЭС практически исчерпаны. ?Банки не в состоянии предоставить нам такой кредит, бюджеты города и области на 2001 год до сих пор не приняты?, - пояснил мэр. ?Бригады по борьбе с холодом? с 3 января перешли на круглосуточный режим работы. ?Наши усилия ни к чему не приводят. На самом деле необходимо полностью реконструировать городскую водопроводную и канализационную систему?, - заявляет вице-мэр Василий Нелюбин. ?Бетонные дома удерживают холод, более того, эти дома были плохо построены, можно сказать, отапливаются не дома, а улица?, - говорит с горькой усмешкой Шнайдер.

Брошенные на произвол судьбы

В 25 км к северу от Красноярска, вверх по течению реки Енисей, над которой стелятся клочья густого тумана, терпит катастрофу поселок Сибирячка. В обстановке полного безразличия. С 1994 года, после того, как прекратили свое существование совхозы, все коммунальные службы перестали функционировать. На сегодняшний день 500 жителей поселка, включая 130 детей, лишены водоснабжения и тепла. В поселок подается электричество, но со слишком низким напряжением. Условия жизни сельчан далеки от человеческих - большинство жителей живут в простых деревянных избах. Валя Богодухова живет именно в таких условиях. Она - сельский библиотекарь, получает в месяц 350 франков. ?Когда, 25 лет назад я пришла сюда работать, в библиотеке было всего около 10 книг, сейчас библиотечный фонд насчитывает 1200 томов?, - говорит Валя. В помещении библиотеки температура не поднимается выше 2 градусов. ?Когда мне становится совсем невмоготу, я возвращаюсь домой погреться у печки?, - говорит она.

Ни туалетов, ни водопровода

Школа до сих пор не работает: зимние каникулы официально продлены. В этой школе нет ни туалетов, ни водопровода. Директор школы Лариса Ачекулова говорит с раздражением: ?Я не думаю, что приму решение возобновить занятия в этот понедельник. На улице все также холодно, и мне не удается прогреть классные комнаты при помощи дополнительных отопительных приборов. Возможно, придется сократить уроки до 30 минут?. Жители поселка уже давно привыкли добывать воду, растапливая снег. ?Мы вошли в третье тысячелетие, пятясь назад?, - подчеркивает библиотекарь. Она хорошо помнит те такие далекие счастливые времена, когда канализационная система в Сибирячке прекрасно функционировала. ?В начале XXI века к нам завозят воду раз в 10 дней, нам приходится греться у печек, а Россия при этом хочет, чтобы ее считали цивилизованной страной!?, - разочарованно восклицает она.

Источник: Libération


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru