Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
15 января 2001 г.

Питер Бейкер и Сюзан Глассер | The Washington Post

Смена приоритетов в американо-российских отношениях

Спустя десять лет после краха коммунистической системы последний руководитель СССР вновь оказался в Кремле и задал новому президенту России простой, но острый вопрос: "Планируете ли вернуть страну к авторитарному режиму?"

"В ответ прозвучало вполне определенное "нет", - вспомнил Горбачев в одном интервью на прошлой неделе.

Тем не менее, в России, руководимой президентом Владимиром Путиным, вопрос Горбачева остается в значительной степени без ответа и затрагивает самую неприятную внешнеполитическую проблему, с которой придется столкнуться сыну американского президента, стоявшего у руля в завершающий период холодной войны.

Знаменуя резкое изменение внешнеполитического курса, Джордж Буш-младший войдет в Овальный кабинет с желанием вновь сделать упор на вопросы ядерной безопасности и геополитики, которые так волновали его отца, одновременно отказавшись от предпринимавшихся администрацией Клинтона попыток реанимировать нестабильную, погрязшую в коррупции российскую экономику. Однако в то время, когда Путин ведет борьбу с независимыми СМИ и укрепляет государственную вертикаль власти, возможно, будет не так просто проигнорировать внутреннюю борьбу, характерную для так и не завершенного перехода России к демократии западного образца.

Намерение Буша построить национальную систему ПРО вопреки решительным возражениям со стороны Москвы, предвещает новый период ядерной напряженности. И все же, переключение внимания на переговоры по контролю над вооружениями, вероятно, будет благоприятно воспринято Москвой, уставшей от надменных нотаций Вашингтона. Умеренная доза геополитики может стать тонизирующим средством после того, что многие в России называют идеалистическим, но в то же время то навязчивым, то наивным, то незаинтересованным подходом, характерным для восьмилетнего пребывания у власти в США президента Клинтона.

"Кремль был очень обрадован" победой Буша, - заявил заместитель директора Института Европы и влиятельный московский внешнеполитический эксперт Сергей Караганов. - Они считают, что с командой Буша можно иметь дело, что будет определены четкие правила игры. Люди, которые сейчас сидят в Кремле, являются более или менее выраженными традиционалистами; то же самое можно сказать и о команде Буша. Этим людям будет легче разговаривать друг с другом".

Россия, с которой придется иметь дело Бушу, это не та страна, с которой имел дело его отец. Новый президент будет должен поддерживать отношения со страной, где интересы США не всегда можно четко определить, с испытывающим серьезные проблемы ядерным государством, которое сейчас не является для США ни партнером, ни врагом, как однажды заявил новый госсекретарь Колин Пауэлл.

Российская экономика по-прежнему не дотягивает до уровня Португалии, и после финансового кризиса 1998 года иностранные инвесторы предпочитают держаться от нее в стороне. Демократия и гражданское общество, видимо, не пользуются популярностью при Путине, который заявлял о своей приверженности свободе прессы на встрече с руководителями западных СМИ в Нью-Йорке в тот момент, когда в самой России сажали в тюрьму владельца ведущего независимого телеканала. Россия до сих пор испытывает проблемы со свободой слова и вероисповедания, принятием основных законов о собственности на землю, а также с обеспечением главенства закона.

С точки зрения некоторых российских борцов за демократию, если США перестанут уделять внимание внутренним проблемам России, это лишь поощрит авторитарные наклонности Путина, пытающегося установить контроль над российскими СМИ и продолжающего вести жестокую войну в Чечне. "Это было бы расценено как карт-бланш на авторитарное правление в России", - отметил глава правозащитной организации "Мемориал" Олег Орлов.

"Я не помню ни одного периода в наших отношениях, когда бы США были бы глухи, слепы и немы по отношению к происходящему в России, - заявил директор Центра политики и права в области СМИ при МГУ Андрей Рихтер. - Демократия в России так же важна для Америки, как и для самой России".

У Буша небольшой личный опыт отношений с Россией, чего нельзя сказать об остальных членах его команды, возглавляемой Кондолизой Райс - давним экспертом по России, работавшим в Белом доме в последней администрации Буша, а в настоящее время вернувшимся туда в качестве советника по национальной безопасности.

В своих интервью в прошлом году Райс набросала основы политики Буша в отношении России, которая будет сосредоточена на установлении нового режима контроля над вооружениями, который позволил бы США создать национальную систему ПРО - будь то путем внесения изменений в Договор по ПРО, или выхода из него (в случае необходимости). "Я не слишком оптимистична по поводу того, что мы, американцы, можем сделать в экономической сфере, и я рада отдать это на откуп рынку", - подчеркнула она.

Райс дала ясно понять, что внутренние проблемы России по-прежнему вызывают беспокойство у США. К примеру, она подвергла критике удручающее состояние российских вооруженных сил и выразила сожаление по поводу возврата Путина к худшим советским привычкам во время ведения военной кампании в Чечне. Однако она назвала эти вопросы менее приоритетными по сравнению с проблемами контроля над ядерными вооружениями и их нераспространением.

Путин не является особенно хорошим специалистом по США, но он показал себя более энергичным игроком на международной арене по сравнению со своим предшественником Борисом Ельциным, обхаживая Китай и другие страны, включая Северную Корею и Кубу, которые Вашингтон хотел бы изолировать или поставить на место. И он мало чего добился в ходе нескольких встреч с Клинтоном в прошлом году, явно ожидая его преемника. Теперь Путин, по имеющимся сведениям, изучает английский язык, готовясь к встрече с Бушем.

В Москве единодушно считают, что отношения с США опасно ухудшились. К примеру, Горбачев заявил, что считает 90-годы временем упущенных возможностей. "Было много улыбок, но на самом деле отношения пошли на спад, - отметил он. - Ответственность за это в равной мере лежит на России и Америке".

Горбачев, который в последние дни существования СССР установил тесные отношения с президентом Джорджем Бушем, отдал должное авансам, выданным новой администрации, но предположил, что сын не повторит ошибку отца и не будет долго выжидать, прежде чем установить отношения с Москвой. Горбачев тоже критически отнесся к перспективе отхода Америки от российских дел.

"Это было бы неправильно, - отметил он. - Это было бы ошибкой. Вопросы безопасности можно будет решать более эффективно в рамках более широкого сотрудничества между двумя странами. У США нет четкой внешней политики на период после окончания холодной войны. Америка еще не решила, какой она хотела бы видеть Россию".

По словам Горбачева, сейчас дело за Бушем. "Считаю очень важным, чтобы новый президент взял инициативу в свои руки и сделал бы шаг в сторону России", - подчеркнул он. "Путин готов к диалогу, - добавил Горбачев, являющийся неофициальным советником нового российского лидера. - Он хочет изменить характер отношений, я знаю это. Он считает, что в последние годы отношения ухудшились".

Свидетельством своего рода геополитического "дежа вю" может служить тот факт, что, как раньше Горбачев вел борьбу с Вашингтоном вокруг программы "Звездных войн", так теперь решает подобную проблему и Путин. Программа, намеченная избранным президентом Бушем, носит более ограниченный характер и предназначена для отражения возможных ракетных ударов со стороны государств-изгоев, а не России.

Однако Россия считает любую программу ПРО прямой угрозой своим претензиям на статус великой державы и грозится выйти из других соглашений по контролю над вооружениями, если Буш выйдет из Договора по ПРО.

"Думаю, что мы вступаем в период довольно жесткой полемики, - отмечает военный эксперт московского Карнеги-центра Дмитрий Тренин. - Я считаю, что следует быть готовым к полному разрыву. В этом случае, впервые за 30 лет создастся ситуация, когда стратегические силы США и России будут развиваться полностью независимо друг от друга, не связанные никакими договорами. Контролю над вооружениями будет положен конец".

Однако, по словам Тренина, он надеется, что Путин понимает, что Буш не блефует, и поэтому найдет возможности для ведения диалога. Взамен Путин может потребовать снятия запрета на установку разделяющихся боеголовок на ракеты наземного базирования (это предусмотрено Договором СНВ-II)или создания на ТВД совместной системы ПРО, покрывающей Европу. Главком РВСН Владимир Яковлев недавно высказал предположение, что в обмен на создание системы ПРО США должны согласиться на более радикальные сокращения оборонительных ядерных ракет.

"Мы считаем, что республиканцы будут придерживаться более прагматичного и конкретного подхода к созданию национальной системы ПРО, - подчеркнул глава депутатской фракции "Единство" Борис Грызлов. - Если демократы не захотели обсуждать с нами этот вопрос, республиканцы имеют к этому большую склонность".

Новый упор на вопросы контроля над вооружениями последовал после того, как в течение 8 лет Клинтон не смог добиться подписания крупного договора о сокращении вооружений с Россией. Вместо этого его администрация пыталась помочь России справиться с экономическими трудностями - именно этого Буш хочет всеми способами избежать.

В настоящее время это будет легче сделать, поскольку благодаря высоким ценам на нефть, российская экономика впервые с момента развала СССР начала расти, и теперь она уже не настолько зависит от кредитов МВФ. Однако это может оказаться лишь короткой передышкой, поскольку Путин не осуществил многие необходимые экономические реформы. Не далее как на прошлой неделе Россия объявила, что не сможет полностью осуществить платежи по советскому долгу "Парижскому клубу" в первом квартале этого года.

Некоторые реформаторы опасаются, что в отсутствии давления со стороны США Россия так никогда и не осуществит структурные реформы. В стране по-прежнему не принят закон о частной собственности на землю и нет реальных гарантий соблюдения прав инвесторов. В результате, иностранные бизнесмены по-прежнему не горят желанием возвращаться в Россию.

Со своей стороны, борцы за демократию опасаются, что Путин откажется от всех завоеваний последнего десятилетия. Правительство Путина уже вынудило двух медиа-магнатов эмигрировать в Западную Европу, и возможно, вскоре установит контроль над всеми тремя общенациональными телеканалами.

В настоящее время основатель независимого телеканала НТВ Владимир Гусинский, на выдаче которого настаивает Россия, находится под домашним арестом в Испании и ведет борьбу за то, чтобы контроль над НТВ не перешел в руки правительства. Когда на прошлой неделе просочились сведения о том, что основатель "Си-Эн-Эн" Тед Тернер может купить часть акций телеканала, российская Генпрокуратура провела обыск в холдинговой компании, в состав которой входит НТВ, а подконтрольный государству "Газпром" блокировал любую продажу акций.

"Если США не выступят в поддержку свободы слова в России, - предупредил главный редактор радиостанции Гусинского "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов, - им в конце концов придется иметь дело не с цивилизованной страной, а с ядерным дикарем".

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru