Авторитарный лидер Палестины Ясир Арафат предпринял попытку вернуть утраченную поддержку международной общественности и дал принципиальное согласие передать часть своих властных полномочий новому премьер-министру.
Министр иностранных дел Великобритании Джек Стро сообщил об этой договоренности по окончании странной видеоконференции между Лондоном и оккупированными территориями.
Стро сказал, что в ходе виртуальной конференции высокопоставленные палестинские лидеры, говорившие от лица Арафата, пообещали в конце января представить новый проект демократической конституции, предусматривающей создание поста премьер-министра "с определенными властными полномочиями".
Тем самым палестинская администрация хочет показать, что она проводит реформы под давлением международной общественности. Однако палестинцы поставили ряд условий. Пока неизвестно, удовлетворят ли их предложения Израиль и США, которые призывают сменить руководство Палестины.
Правительство Израиля заявило, что реальные реформы не начнутся, пока Арафат остается у власти, министры уже неоднократно требовали изгнать главу администрации с территории Палестины.
Премьер-министр Израиля Ариэль Шарон запретил делегатам Палестины посетить Лондон, реагируя на очередной теракт в Тель-Авиве, в результате которого погибли 22 человека.
Тони Блэр решил провести видеоконференцию и продемонстрировать свое стремление урегулировать израильско-палестинский конфликт, несмотря на то что Великобритания готовится к возможной войне с Ираком.
Британские власти быстро организовали видеоконференцию между Рамаллахом и роскошным залом "Локарно" в Министерстве иностранных дел. Стро и четырнадцать делегатов сидели в этом зале за длинным столом.
"Посла" Палестины в Лондоне Афифа Сафиха обрадовала готовность Блэра бросить вызов попыткам Израиля помешать контактам между Великобританией и Палестиной. "Мир услышал наши мольбы выпустить нас из плена на свободу", - сказал он.
Многие из участников конференции понимали, что эта акция - лишь попытка оттянуть время в преддверии выборов в Израиле и возможной войны в Ираке.
Главный итог заключается в том, что конференция состоялась. Детали о ходе "реформ" в Палестине не так важны.
Самым большим достижением стала возможность для Стро объявить, что следующий раунд международных консультаций пройдет в Великобритании 10 февраля.
Палестинцы, оказавшиеся в изоляции, готовы согласиться на любую форму признания. Министерство иностранных дел Великобритании, пытающееся успокоить арабские государства, недовольные угрозами вторжения в Ирак, в свою очередь, стремилось показать, что не забыло о проблемах палестинцев.
Требования провести реформы стали главным вопросом в июне, когда президент США Джордж Буш заявил: реформы являются главной предпосылкой для успешного хода переговоров о создании палестинского государства в 2005 г. Он призвал палестинцев выбрать лидера, "не запятнавшегося себя" терроризмом, тем самым, по сути, призвав отправить Арафата в отставку.
Предложение создать пост премьер-министра дает Арафату возможность стать символическим лидером, передав бразды повседневного управления делами в руки более уважаемой фигуры.
Палестинцы давно обсуждают конституционные реформы, но процесс застопорился из-за упрямства Арафата, безжалостных акций палестинских мятежников и жестокой реакции Израиля.
В ходе конференции власти Палестины представили проект конституции и сказали, что в конце месяца предложат ее новый вариант. Предполагается, что референдум по вопросу о новой конституции пройдет через шесть-восемь месяцев, одновременно с президентскими и парламентскими выборами.
Палестинцы заявили, что конституционный процесс необходимо увязать с ходом мирных переговоров. Они надеются, что обещание проводить реформы позволит им усилить давление на Израиль, заставит его освободить территории, оккупированные после начала очередного восстания, и даст возможность провести выборы.
В то же время каждодневное кровопролитие дает Арафату прекрасную возможность уклоняться от выполнения своих обещаний проводить реформы, ссылаясь на действия Израиля.
Стро признал, что "ситуация в области безопасности ограничивает возможности палестинской администрации, но это не значит, что она ничего не может сделать".