Секрет самых певучих скрипок в мире заключается не в климате, в котором произрастали леса Кремоны. Речь, скорее всего, шла о химической обработке, которой подвергалось дерево лишь в этой мировой столице по изготовлению струнных инструментов. Чтобы выяснить это, биохимик из Университета Техаса Йозеф Нагивари подверг испытанию пять смычковых инструментов, в том числе два творения Страдивари и один - Гварнери: ученый провел магнитно-резонансные исследования и осуществил спектрографию в инфракрасном излучении. Благодаря этим исследованиям можно рассмотреть состав материалов почти на уровне молекул. Выясняется состояние древесного волокна: его структура, жесткость, степень сохранности. Ничто не может ускользнуть от высокотехнологичного ока. И при помощи новейших технологий в скрипках из Кремоны было обнаружено некое постороннее вещество - химический элемент, при помощи которого обрабатывали дерево перед тем, как превратить его в музыкальный инструмент.
Гварнери и Страдивари не были изготовителями струнных инструментов, обладавшими познаниями в алхимии. Нагивари выдвинул гипотезу, согласно которой они, вероятнее всего, кипятили дерево в растворе воды с солями, чтобы защитить его от жука-точильщика и грибков. Точный рецепт этого химического бульона не раскрыт, но не исключено, что у биохимика из Техаса, увлекающегося музыкой, уже есть кое-какие идеи на этот счет. После завершения научных анализов он сам создал скрипку, промыв ее в соляном растворе. Результаты акустического теста - но они не были опубликованы в издании Nature, и никто не может их проверить - сопоставимы с результатами тестов кремонских инструментов. "Истинная проблема, - говорит Карло Кьеза, эксперт по истории струнных инструментов, сам занимающийся их изготовлением, - состоит в невозможности объективным способом оценить качество скрипки. Тот же Страдивари создавал инструменты, которые звучали лучше, и инструменты, которые звучали хуже. Он использовал различные породы дерева. Трудно поверить, что секрет заключается в соляной бане".
Необычная мягкость и мощь звучания этих скрипок объяснялась различными факторами: от лака, секрет которого мастера ревностно скрывали, до микроледникового периода, который обрушился на Северную Италию в XVI веке, что привело к увеличению твердости и плотности древесины. "Деревья в Восточных Альпах, - продолжил Кьеза, - срубались зимой и сплавлялись по реке. Деревья вылавливали уже в Венецианской лагуне, иными словами, в соленой воде".
Нагивари сравнил пять инструментов, созданных в одно время, но в разных мастерских. Помимо скрипки и виолончели Страдивари (соответственно 1717 и 1731 годы) и скрипки Джузеппе Гварнери (1741 год) ученый подверг тестированию и скрипку парижского мастера Бернарделя (приблизительно 1840 год) и скрипку лондонского мастера Генри Джея, созданную в 1769 году. Кроме того, он исследовал древесину клена, выработанную в тот же период, но происходящую из Боснии и Центральной Европы: современные мастера используют древесину из этих бассейнов. Но лишь в инструментах из Кремоны были обнаружены следы химической обработки, секретом которой обладали мастера прошлого. В результате этой обработки молекулярные связи в древесине разбивались и уплотнялись, но мастера, создававшие струнные инструменты, конечно же, в ту пору не могли знать об этом.