15 января 2014 г.

Оливер Стейли, Генри Майер, Степан Кравченко | Bloomberg

Путинская реформа угрожает нанести последний удар советской научной системе

"Юлия Нелюбина - признанный на международном уровне химик, сотрудник Российской академии наук. Реформа Академии, которой добивается президент Владимир Путин, может оставить ее на улице и нанести еще больший вред уже пострадавшему научному центру страны", - пишет Bloomberg.

"Эти изменения означают, что академия утратит контроль над недвижимостью, стоимость которой составляет миллиарды долларов, что может стоить Нелюбиной ее однокомнатной квартиры в пригороде Москвы, освобожденной от арендной платы", - говорится в статье.

"Я боюсь, что могут аннулировать договор на аренду жилья, и я окажусь на улице", - говорит 27-летняя Нелюбина, изучающая молекулярное взаимодействие в кристаллах и получившая в прошлом году грант L?Oreal-UNESCO "Женщина в науке".

"...Молодые ученые вынуждены выбирать: или уходить из науки и оставаться в России, или уезжать из России и продолжать быть учеными", - говорит Нелюбина.

Исход молодых талантов, который начался с открытием границ страны двадцать лет назад, может возрасти с проведением путинской реформы, полагают авторы статьи. Они передают мнение критиков, утверждающих, что упадок академии, научного центра советской эпохи, сейчас только усилится.

"Эта новая реформа поставит исследовательские институты в еще более сложное положение. Они окажутся в подчинении у коррупционеров и дилетантов от бюрократии", - считает Роальд Сагдеев, физик из Университета Мэриленда, бывший директор Института космических исследований АН СССР и советник Михаила Горбачева по вопросам науки.

"Наука в России коснеет, отчасти из-за того, что ее экономикой управляют государственные нефтяные и газовые компании, которым не нужны инновации для того, чтобы преуспеть, считает критик Путина Сергей Гуриев", - передает агентство.

"Попыткам стимулировать научные инновации и избавить российскую экономику от углеводородной зависимости нанесли вред внутренние политические распри и обвинения в коррупции", - считают журналисты. Они упоминают инициативы Медведева по развитию научного центра "Сколково", приостановленные с возвращением на президентский пост Путина.

"Правительство также присуждало гранты иностранным ученым, ожидая, что они будут работать в российских учреждениях четыре месяца в году", - говорится в статье. Авторы приводят пример нобелевского лауреата по биологии из Йельского университета Сидни Олтмена, получившего грант в 90 млн рублей в Институте химической биологии и фундаментальной медицины в Новосибирске.

"Олтмен заявил, что ему еще только предстоит поехать в Новосибирск, и он не собирается проводить там много времени. По его словам, он подал на этот грант по просьбе российских коллег, которые подготовили его заявку и используют его имя, чтобы привлечь крайне необходимые средства", - пишут журналисты.

По мнению бывшего министра образования и науки Андрея Фурсенко, академии необходимо приспособиться к меняющимся приоритетам страны, переключившись с изучения физики, доминировавшего в советское время, на науки о жизни. "Проведение реформы стало необходимо после того, как академия отказалась что-либо менять", - передают его слова авторы.

После распада СССР академия упустила возможность преобразоваться в современное учреждение, считает Харли Бэлзер, изучающий российское образование и социальную историю в Джорджтаунском университете в Вашингтоне.

"Академия сама поставила себя в такое положение, - заявил Бэлзер. - Я не могу представить себе современное научное общество, в котором заняты десятки тысяч людей, которые не дают какого-либо серьезного отчета в том, что они делают".

"33-летняя Анна Кропивницкая олицетворяет российскую "утечку мозгов", - пишут авторы статьи. Сейчас она проводит исследования на Большом адронном коллайдере недалеко от Женевы. "Когда она работала в Институте теоретической и экспериментальной физики в Москве, она зарабатывала от 300 до 400 евро в месяц. Сейчас она зарабатывает в десять раз больше", - пишет агентство.

"Если бы я осталась в России, я не могла бы оставаться физиком, - сказала Кропивницкая. - Мне пришлось эмигрировать".

Источник: Bloomberg