Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
15 июля 2003 г.

Майкл Грабб, Юрий Сафонов | Financial Times

Почему Россия тянет с Киотским протоколом?

Когда в июне Тони Блэр и Владимир Путин открывали российско-британскую конференцию по энергетике, подозрительным было то, что в повестке дня отсутствовал один жизненно важный вопрос. Киотский протокол, договор, призванный справиться с угрозой изменения климата и стимулировать глобальные инвестиции в чистую энергию, сегодня всецело в руках российского президента. Он может вступить в силу, только если Россия его ратифицирует, иначе он обречен на неудачу. Однако спустя 10 месяцев после того, как Путин лично подтвердил, что Москва это сделает, Кремль по-прежнему отказывается передать договор на одобрение в Думу. И по этой критически важной проблеме оба лидера не сказали ни слова.

По Киотскому протоколу, которым увенчались 10 лет международных переговоров, мировые правительства согласовали первый этап уровня эмиссии парниковых газов, а также рыночно ориентированные механизмы торговли эмиссионными квотами и выдачи эмиссионных кредитов на инвестиции в производство чистой энергии. Соглашение предполагает новые раунды переговоров для установления еще более жесткого контроля.

Отказ США присоединиться к договору в 2001 году был ударом, но не смертельным. Сейчас протокол ратифицирован 110 странами, в том числе Европейским союзом и многими его будущими членами в центральной Европе, Японией, Канадой и большинством развивающихся стран. Но из-за выхода США договор не может вступить в силу без России, и мир ждет.

Уклончивость России удивляет, поскольку стране Киотский протокол сулит прямую выгоду: после исчезновения СССР эмиссия резко снизилась и страна имеет избыточные квоты для продажи. Российское министерство энергетики ждет, что договор поможет в финансировании модернизации неэффективной энергетической системы. Две крупнейших энергетических компании, "Газпром" и РАО ЕЭС, выразили свою поддержку договора. Да и правительство заявляет, что принимает политические и экономические аргументы в пользу ратификации.

Задержка может дорого обойтись России. Главные покупатели эмиссионных квот ? ЕС, Япония и Канада ? уже разрабатывают свои стратегии. Центральноевропейские страны, подобно России имеющие избыток эмиссионных квот, уже продали часть из них японской торговой фирме и используют полученные средства на модернизацию своих устаревших электростанций. Украина, где ратификация проходит последние этапы, видимо, поступит так же. Рынок начинает ускользать от России.

На российско-британской конференции Россия стремилась выглядеть реформированной страной, во всех отношениях "готовой к бизнесу" с западными партнерами. Явное отсутствие заинтересованности в Киотском протоколе дает основания предположить, что это поверхностное представление, а на деле Россия не понимает, что регулирование в таких областях, как защита окружающей среды, является существенной частью сделки. Но если это так, давление со стороны правительств Великобритании и Германии должно внести ясность в вопросе о международных требованиях. К тому же российское правительство заявляет, что принимает политические и экономические аргументы в пользу ратификации.

Так почему же Россия тянет? Сторонники теории заговора указывают на несколько поездок в Москву высокопоставленных представителей американской администрации. За последние два года США перешли от изначального безразличия (или неверия) к тому, что весь остальной мир двинется вперед без них, к пониманию того, что, если Киотский протокол вступит в силу, попытки справиться с изменениями климата невозможно будет остановить и США, в конце концов, придется пойти на уступки. Конечно, между российскими министерствами и внутри министерств существует антагонизм, который можно использовать. Другая, более вероятная, версия состоит в том, что Россия просто надеется добиться уступок в других сферах, например, в вопросах о приеме во Всемирную торговую организацию или статусе Калининграда.

Каковы бы ни были причины, Кремль должен прекратить затяжки. На кон поставлены не только несколько миллиардов долларов иностранных инвестиций в российскую энергетическую систему, но и возможность международного сообщества довести до конца с трудом достигнутое соглашение о противостоянии серьезной глобальной угрозе. Готова ли Россия поддержать эти усилия и, в более широком смысле, роль ООН в решении глобальных проблем? К моменту, когда Тони в следующий раз встретится с Владимиром, должен быть ответ, а не молчание.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru