Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
15 июля 2004 г.

Алан Зарембо | Los Angeles Times

Театр пыток и зла

Эксперимент 1971 года по изучению поведения заключенных и тюремных охранников вновь привлек внимание после скандала вокруг "Абу-Грейб". Сегодня есть сомнения в его основательности.

Охранник, глаз которого не видно за зеркальными стеклами темных очков, обвел взглядом заключенных, выстроившихся в тюремном коридоре, и остановился на узнике номер 416.

"Почему ты не играешь во Франкенштейна", - сказал он. Это был приказ, а не вопрос.

"2093-й, - протяжно произнес он, в то время как видеокамера следила за каждым его движением, - ты будешь невестой Франкенштейна. Встань сюда".

На заключенных были вязаные шапочки, шлепанцы и комбинезоны без белья. Эту униформу им выдали в тот день, когда доставили сюда, раздели догола и заперли в темном подвале, по трое в камере.

Заключенные знали, что этот охранник отличается жестокостью. Они называли его Джоном Уэйном. Ему было 18 лет, рост - 6 футов и 2 дюйма, он носил длинные бакенбарды и работал в вечернюю смену. Когда он обходил помещения, на шее у него висел свисток.

"Я хочу, чтобы ты подошел сюда как Франкенштейн и сказал, что любишь 2093-го", - спокойно заявил он 416-му.

Покачивая телом и вытянув руки, 416-й побрел к "невесте".

"Я люблю тебя, 2093-й", - сказал он.

"Ближе! - рявкнул другой охранник. - Ближе!"

Джон Уэйн толкнул узников в объятия друг друга.

"Я люблю тебя, 2093-й", - повторил заключенный.

В подвале факультета психологии Стэнфордского университета молодой профессор Филип Зимбардо наблюдал за Джоном Уэйном с растущим интересом.

Был август 1971 года, и эксперимент профессора представлялся мечтой ученых, занимающихся общественными науками. Казалось, что им открывается природа зла.

На деньги, оставшиеся от гранта, выделенного Военно-морским научным управлением на изучение асоциального поведения, он устроил лабораторную тюрьму и набрал молодых мужчин на роли заключенных и охранников. Профессор убедил военных в том, что исследование позволит улучшить условия в тюрьмах.

Предыдущие попытки объяснить тюремную жестокость в основном вращались вокруг особенностей личности. Заключенных считали не приспособленными к жизни, сами охранники порой имели нестабильную психику и были склонны к насилию.

Зимбардо задался вопросом, не заставляет ли что-то, присущее именно социальной структуре тюрьмы - могущество охранников и бессилие заключенных, - творить зло.

Эксперимент длился две недели.

Спустя три десятилетия Стэнфордский тюремный эксперимент считается одним из основополагающих исследований психологии зла. Его упоминают почти во всех учебниках основ психологии и социологии. Документальный фильм "Тихая ярость", сделанный Зимбардо, показывают в аудиториях по всей стране.

Эта работа сделала Зимбардо звездой психологии. Его работу часто упоминают вместе с другим классическим экспериментом по изучению человеческой жестокости, поставленным Стэнли Милграмом в Йеле в 1960-е годы. Этот эксперимент, в котором испытуемые считали, что подвергают людей, сидящих за барьером, все более сильному электрошоку, показал склонность человека подчиняться авторитетам, даже если это предполагает причинение другим сильной боли.

Когда на телеэкранах появились кадры с улыбающимися американскими солдатами, позирующими с группами обнаженных иракских узников, в памяти ожили уроки Стэнфордского тюремного эксперимента.

Зимбардо дает десятки интервью, сравнивая "Абу-Грейб" со своей экспериментальной тюрьмой: отсутствие обученных охранников, постепенная эскалация злоупотреблений, отсутствие отчетности.

"Есть множество ужасающих параллелей", - сказал Зимбардо, сегодня работающий в Стэнфорде почасовиком.

Есть ли? Спросите об этом охранников и заключенных 30 лет спустя.

Дэйв Эшлман, успешный ипотечный брокер из Саратоги, все эти годы живет с доводящим его до бешенства призраком Джона Уэйна. Он не злопамятен, но его раздражает Зимбардо, пропагандирующий идею о том, что его превращение в охранника-садиста Джона Уэйна произошло естественным путем.

"Он совсем не такой, как я", - сказал он.

Дуглас Корпи, игравший в эксперименте роль заключенного, а впоследствии ставший тюремным психологом, давно порвал все связи с Зимбардо, поскольку ему отвратителен эксперимент и пропаганда, которую ведет профессор.

"Этот умник Зимбардо, - сказал Корпи, - ему удается быть вездесущим".

Как многое в жизни, правда о нескольких днях 1971 года интерпретируется по-разному.

Все началось с объявления в Palo Alto Times: "Требуются студенты для психологического исследования тюремной жизни". Плата - 15 долларов в день.

Зимбардо познакомился более чем с 70 претендентами, чтобы убедиться в их стабильности. Он отобрал 18 человек и несколько запасных, которых произвольно разделили на заключенных и охранников.

За несколько дней до прибытия "заключенных" Зимбардо собрал "охранников" и объяснил им, что их задача - поддерживать порядок, не прибегая к насилию.

"В какой-то мере вы можете вызывать у них страх, - сказал он. - Мы будем лишать их индивидуальности разными способами. В целом все это ведет к чувству бессилия. В данной ситуации вся власть у нас, а у них ее нет".

Охранники получили инструкции, касающиеся тюремных правил. К ним надо было обращаться "господин офицер". Заключенные должны были называть друг друга по номерам, пришитым к униформе. Никаких разговоров за едой. Никаких упоминаний об эксперименте.

Зимбардо взял на себя роль коменданта.

Первые признаки напряженности появились очень быстро. Уже на второй день Корпи, заключенный номер 8612, просил отпустить его.

Он и его сокамерник, номер 1037, сорвали номера с комбинезонов и забаррикадировали дверь своей камеры кроватями. Охранники пустили сквозь решетку струю из огнетушителя и заставили открыть дверь. Они сковали заключенных друг с другом и заставили ходить по залу обнаженными.

К вечеру номер 8612 потерял контроль над собой. Джон Уэйн загнал его в "нору" - крошечную каморку, которая использовалась для одиночного заключения. Вернувшись в свою камеру, 8612-й начал кричать: "Мне надо к врачу! Я не могу здесь оставаться. Я хочу уйти!"

Зимбардо неохотно отпустил 8612-го. Другим заключенным сказали, что его отправили в тюрьму строгого режима.

Это было только начало.

После 10-минутного посещения тюрьмы на третий день одна из матерей написала Зимбардо жалобу на то, что ее "измученный" сын, находящийся в заключении, "давно не видел солнечного света".

"Я не думала, что заключение будет таким суровым", - написала она. И подписалась: "Мать номера 1037".

Заключенных заставляли голыми руками мыть туалеты, выдергивать колючки из одеял, которые протаскивали через кусты, и облегчаться в ведра, остававшиеся в камерах на ночь.

Джон Уэйн становился все капризнее, он заставлял заключенных играть в чехарду, в результате чего их одежда задиралась, обнажая гениталии.

Однажды Джон Уэйн предложил двум узникам изобразить гомосексуальный половой акт, но не настаивал, когда они отказались.

Перед каждой восьмичасовой сменой Джон Уэйн стоял перед зеркалом, тыча себя дубинкой в ладонь. "Сукин сын, сегодня я до тебя доберусь", - бормотал он, готовясь к обходу тюрьмы.

Насилие продолжало нарастать и тогда, когда узники перестали сопротивляться. Многие сломались. Некоторые плакали. Заключенный, которого осыпали оскорблениями на "слушаниях об освобождении под залог", покрылся сыпью, и его отправили домой.

Из-за черной стены аспиранты Зимбардо снимали эксперимент.

"Видишь? - спросил Зимбардо молодую посетительницу. - Посмотри, это удивительно".

Строй заключенных, соединенных друг с другом мешками, надетыми на головы, кружным путем шел в ванную. Джон Уэйн осыпал их ругательствами.

Посетительницей была Кристина Маслэч, которая только что написала диссертацию под руководством Зимбардо и встречалась с ним.

Она слышала о Джоне Уэйне и, к своему ужасу, увидела, что этот тот самый симпатичный молодой человек, с которым она только что познакомилась в комнате отдыха для охранников. Это был он, парень, который показался ей таким милым. Теперь он говорил с южным акцентом. Казалось, что он и движется иначе.

Маслэч попыталась игнорировать просьбу Зимбардо посмотреть драму, ей не хотелось видеть, как он наслаждается тем, что заключенные теряют человеческий облик.

"Я это уже видела", - отгрызнулась она.

Маслэч, только что получившая место ассистента в Беркли, вдруг поняла, что совсем не знает Зимбардо.

"По-моему, то, что ты делаешь с этими людьми, ужасно", - сказала она.

Зимбардо, увлекшийся ролью коменданта, первоначально защищал свою работу. Но на следующий, шестой, день он прекратил эксперимент.

Это могло стать концом Стэнфордского тюремного эксперимента, но на следующий день трое заключенных и трое охранников тюрьмы Сен Квентин были убиты во время бунта и попытки побега. Через три недели более 40 человек погибли в исправительном учреждении Аттика во время четырехдневного бунта из-за обращения с заключенными.

В октябре 1971 года Зимбардо рассказал о своем эксперименте на слушаниях в конгрессе. Огромная власть, данная охранникам, может вызывать к жизни самые темные стороны человеческой натуры.

В последующие годы профессор участвовал в шоу Фила Донахью "Это невероятно" и программе "60 минут". Предпринималась попытка снять фильм "Das Experiment" с участием Леонардо ди Каприо, который начинался как Стэнфордское исследование, но быстро превращался в бойню.

Но действительно ли студенты продемонстрировали власть тюрьмы над человеком?

Эшлман, которому сегодня 51 год, и весит он на 30 кг больше, чем во времена Джона Уэйна, усмехнулся.

"Я играл роль, - сказал он. - Все, кто меня знает, смеялись бы, если бы увидели меня тогда".

Он пояснил, что стремился помочь Зимбардо получить результаты. В первый вечер, глядя на заключенных сквозь решетку, он поразился тому, что все они относятся к исследованию как к увеселительной прогулке.

"Мне хотелось, чтобы во время эксперимента что-то произошло, - вспоминает он. - Это было бы хорошо, так как помогло бы показать зло, присущее тюремной обстановке".

Он участвовал в студенческих мюзиклах и кое-что знал об актерской игре. Он попытался представить себе "худшего из охранников" на основе образа капитана из фильма 1967 года "Люк Холодные руки".

Представление об унижениях он получил от старшекурсников, которые за год до этого преследовали его в колледже.

"Если бы это не было так обставлено, говорили бы мы об эксперименте до сих пор? - сказал он. - Не знаю".

Некоторые ученые критикуют эксперимент, говоря, что заключенные и охранники просто стремились удовлетворить ожидания Зимбардо.

Одно из унижений в ходе эксперимента - надевание на головы мешков - было идеей, рожденной профессором и его ассистентами, с тем чтобы не разрушать иллюзию тюрьмы, когда узников водили в ванную, находившуюся за пределами "лаборатории".

Бывший заключенный Карло Прескотт помог придумать эксперимент и был главным консультантом. Именно он оскорблял заключенного во время "слушаний", что вызвало психосоматическое заболевание.

Корпи, звезда тюремного видео, заявил, что Зимбардо испортил его роль.

По словам Корпи, жестокость некоторых охранников была настоящей. "Ее видишь у них в глазах, они сколько угодно могут говорить, что играют роль, не имеет значения".

Но он сказал, что сыграл страдания заключенного номер 8612.

Он только что окончил Беркли и был в ярости, когда отказались позвонить его девушке, чтобы она принесла ему книги, необходимые для подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру.

Его крики должны были убедить исследователей в том, что он потерял контроль. Им пришлось его отпустить.

"Для клинициста это было бы очевидно, - сказал 55-летний Корпи. - Зимбардо поверил".

Профессор уже слышал всю эту критику.

"Трудно отделить более поздние суждения людей от того, что они думали, чувствовали и делали в то время", - заявил он.

Зимбардо сказал, что актерство было первым шагом к превращению в "Джона Уэйна". Играя роль по восемь часов в день, Эшлман "вживался в образ", отметил профессор. "Он становился своим героем".

В каком-то смысле зло - это театр.

Актеры Стэнфордского эксперимента продолжали соперничать и после того, как представление кончилось.

В интервью 1980-х годов, которое вошло в документальный фильм о Зимбардо, Корпи не отрицал свой срыв.

"Я никогда в жизни так не кричал. Я никогда не был в таком состоянии, - сказал он. - Это была потеря контроля и над ситуацией, и над собственными чувствами".

Корпи дал это интервью лишь после того, как Зимбардо согласился вырезать из фильма эпизод с истерикой.

"Он был в смятении из-за того, что стал как ребенок, что плакал", - сказал Зимбардо.

Корпи до сих пор не разговаривает с Зимбардо.

С конца апреля, когда разразился скандал вокруг "Абу-Грейб", сайт тюремного эксперимента еженедельно посещает 1 млн человек. Зимбардо появляется в газетных публикациях, на радио и телевидении.

"Все мы, начиная с Буша, говорим, что это паршивые овцы, эпизодические случаи, - заявил он CNN в конце мая. - Но мы имеем дело с суммой тюремного зла".

71-летний Зимбардо, женатый на Маслэч, сегодня работает над книгой о своем исследовании. Представитель кинокомпании Maverick Films заявил, что компания близка к подписанию договора на новый сценарий о тюремном эксперименте.

Армия США начала использовать документальный фильм Зимбардо при обучении охранников в Ираке.

Кадры из "Абу-Грейб" повергли в шок Эшлмана, как и многих других. Но, думая о своей роли охранника, он понимает, как происходит эскалация насилия.

"В 18 лет тебя настолько завораживает то, что ты можешь сделать, что ты просто это делаешь. Ты хочешь увидеть, где грань. Как далеко можно зайти?"

У него не было возможности это узнать, поскольку эксперимент прервали. "Это не самая любимая моя роль, но, наверное, самая известная", - сказал он.

Он остается актером-любителем. В июне он сыграл в пьесе "Медовый месяц в Вегасе".

Источник: Los Angeles Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru