Шеф сети ресторанов "Макдональдс" в Австрии Харальд Зюкар делает упор на азиатскую кухню, овощи и футбол, чтобы заставить клиентов как можно больше времени проводить в ресторанах фаст-фуда.
- Насколько велика необходимость в связи с дискуссиями по поводу ожирения понизить содержание калорий в продуктах?
- В Австрии, к счастью, законы не такие, как в Америке, однако мы тоже должны заниматься этим вопросом. Нужно побуждать людей больше двигаться и сбалансированно питаться. Биг-мак семь дней в неделю по три раза в сутки - это ненормально. Так же, как питаться одной жареной свининой или сосисками.
- Клиенты также жалуются, что дрессинги для салатов уже не те, что раньше...
- Все жирное гораздо вкуснее. Но жирный соус для салата не сочетается с концепцией здорового образа жизни. Поэтому вкусом придется поступиться.
- Как люди воспринимают более здоровые продукты?
- Вполне нормально. В Австрии в наших заведениях один из самых больших выборов салатов. Мы хотим расширить наш ассортимент продуктов и сейчас в виде эксперимента продаем в пяти ресторанах в Нижней Австрии блюда азиатской кухни.
- А сколько новых идей действительно воплощается?
- Мало, около 5%, может быть. Кухня - это лазейка. У нас даже есть специальные люди, которые работают на фритюрницах и на гриле. В Англии (в ресторанах нашей сети) сейчас вводят горячие сэндвичи. Мы сначала посмотрим, как это пойдет там.
- Сколько новых точек сейчас открывается?
- Осенью мы планируем открыть один новый ресторан. В 2006 году еще три или четыре. У нас 162 точки, так что острой необходимости расширяться нет.
- А сколько ресторанов в данный момент перестраивается?
- От пяти до шести. Наша цель - переоборудовать 10-15% наших филиалов, чтобы к 2010 году не было ни одного заведения старше 8 лет.
- А сколько строит переустройство?
- Мы вкладываем от 500 тысяч до миллиона. "Макдональдс" на улице Singerstrasse в Вене, который мы хотим полностью перестроить, будет вообще стоить 1,3 млн евро. В этом филиале потом будет находиться радио "Макдональдса".
- А что будет представлять собой радио "Макдональдса"?
- Мы планируем организовать ток-шоу на актуальные темы, которые будут транслироваться и в других точках, и у людей также будет возможность звонить нам. В настоящий момент мы как раз ведем переговоры с радиостанциями и больше всего хотим заключить контракт со станцией Ö3. С радиостанцией "Premiere" мы также ведем переговоры. Я уверен, что с 2006 года, когда все "Макдональдсы" будут оснащены средствами мультимедиа, мы сможем передавать прямые трансляции матчей бундеслиги.
- Почему предприятие фаст-фуда стремится заставить людей проводить как можно больше времени в своих ресторанах?
- Происходит смена парадигмы. Первичной целью все еще остается принятие пищи, однако, если в заведениях уютно, люди задерживаются подольше, пьют еще кофе после основной еды и едят пироги. Мы хотим, чтобы время пребывания людей в наших ресторанах, составляющее сейчас около 25 минут, значительно увеличилось.
- Это принесет больше прибыли?
- Я уверен, что мы достигнем поставленной на данной момент цели и сможем увеличить нашу прибыль на 3-5%.
- Насколько важным источником прибыли является возможность заказывать еду из машины?
- 35-40% прибыли мы получаем от наших заведений типа drive-in.
- Сейчас клиенты тратят больше, чем раньше?
- Это зависит от промоакций. В данный момент хорошо идут креветки. Когда у нас акции и мы снижаем цены, тогда прибыль меньше. В среднем за один раз клиент оставляет около пяти евро.
- Откуда поставляются ваши продукты?
- Говядина у нас только австрийская, салат из Мархфельда, но режут его в Венгрии. Курица из Штирии и частично из Испании, яйца тоже из Штирии, молочные продукты привозят с гор Австрии, а хлеб мы заказываем на венском предприятии "Mann". Мы являемся австрийским предприятием.
- Как часто вы сами питаетесь в "Макдональдсе"?
- Два раза в неделю точно.
- Конкуренция компании "Burger King" для вас ощутима?
- Я не могу понять, чего они на самом деле хотят. Они не всегда удачно выбирают месторасположение и со своими 20 точками не являются особо сильным конкурентом. Гораздо ощутимее для нас конкуренция турецких кебабов.
- Вы одновременно являетесь президентом клуба бундеслиги в Штирии. Что общего у футбола и экономики?
- Чемпионат Европы по футболу 2008 года очень важен для Австрии, в страну съедется огромное количество туристов. Но многие футбольные клубы все еще не считают себя рыночными предприятиями. Немецкий футбол не лучше австрийского, но он лучше раскручен.
- Как вы относитесь к тому, что Франк Штронах и Дитрих Матешиц обратились к футболу?
- Очень позитивно, потому что они приносят в спорт профессионализм. Производитель Red-Bull'а Матешиц один из лучших пиарщиков в мире. Он продает продукт, который на самом деле никому не нужен, но который все хотят иметь. С "Макдональдсом" похожая ситуация: если с утра не будет биг-мака, никто не умрет. Однако маркетинг создает спрос.