Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
15 июля 2009 г.

Борзу Дарагахи | Los Angeles Times

Аятолла Хаменеи упал в глазах иранцев

Как пишет журналист The Los Angeles Times Борзу Дарагахи, в течение двух десятилетий верховному руководителю Ирана аятолле Хаменеи удавалось оставаться над политическими дрязгами и заниматься преимущественно богословскими вопросами. Теперь же, когда в ходе недавнего кризиса он принял сторону одного из кандидатов, его авторитет неизбежно упадет. "Быть против Хаменеи больше не то же самое, что быть против Бога", - поясняют эксперты.

Прежде почитаемый Хаменеи стал объектом критики и мишенью сатиры в иранском обществе. "Уважение общества к нему было существенно подорвано", - рассказал изданию местный аналитик на условиях анонимности.

20 июня демонстрации проходили под слоганом: Ахмадинежад совершает преступления, а [верховный] руководитель его поддерживает. На следующий же день Хаменеи выступил с разгневанной пятничной проповедью, в которой заявил, что на выборах победил Ахмадинежад. Недавно, 9 июля, протестующие открыто насмехались над сыном Хаменеи, который, как многие предполагают, надеется занять пост отца.

Хаменеи никогда не был ровней своему предшественнику аятолле Хомейни, духовному отцу исламской революции. Последние двадцать лет Хаменеи занимался преимущественно налаживанием тесных связей с силовыми структурами, слабо интересуясь тем, соответствует ли клерикальный истеблишмент меняющимся чаяниям жителей современного Ирана, поясняет автор статьи.

То, что в ходе кризиса Хаменеи поддержал использование полицейской, а не духовной силы, обнажило дилемму. Легитимность духовного лидера в Исламской Республике основывается на принципах, заложенных Хомейни, - богословы-правоведы беспристрастно осуществляют общий контроль за политикой в стране. Теперь же для многих верховный руководитель - один из политиков, "Хаменеижад", как прозвали его оппоненты.

Напротив, многие богословы и аятоллы умеренного и реформистского толка теперь подвергают Хаменеи критике как раз за нарушение принципов "охранительства". В ролике на YouTube популярный клирик, поддерживающий Мусави, жалуется, что теперь на улицах на него смотрят косо, поскольку из-за позиций Хаменеи предполагают, что все духовенство на стороне Ахмадинежада. Правоведы же отмечают, что верховный руководитель объявил о победе "своего" кандидата до окончательного подсчета голосов, что противозаконно.

В целом, заключает автор статьи, нельзя сказать, что Иран на пороге революции - силовые структуры по-прежнему контролируют ситуацию, а значительная часть населения поддерживает Ахмадинежада, которому, впрочем, теперь наверняка придется корректировать свою политику - с учетом недвусмысленно высказанного мнения части общества. В конечном счете пострадал не авторитет самого Хаменеи, но доверие к политическому устройству Исламской Республики. Как написал один иранский журналист за несколько дней до ареста, "впервые люди начали открыто задавать себе вопрос: а есть ли на императоре Хаменеи одежда".

Источник: Los Angeles Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru