Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
15 июня 2004 г.

Корреспондент | The New York Times

Новый российский закон о наркотиках устраняет "перекос"

В 1999 году Владимир Логинов был арестован. У него нашли четверть грамма героина. Пять лет и два месяца молодой человек, которому сейчас 25 лет, провел в тюрьме. К моменту выхода он был болен туберкулезом.

Теперь, согласно новым нормам в отношении наркотиков, вероятность того, что человек за хранение минимального количества наркотиков попадет в зону, существенно уменьшилась.

Долгие годы в России за хранение наркотиков в малых количествах выносили суровые приговоры. Теперь пришла пора либерализации. Не путать с легализацией, а также с толерантностью. Москва - не Амстердам. Хранение небольшого количества запрещенных веществ остается наказуемым преступлением и карается штрафом, хранение более значительного количества, а также торговля наркотиками - тюрьмой.

Новые нормы восстанавливают баланс между преступлением и наказанием и ограждают от тюрьмы и связанных с ней опасностей мелких нарушителей, задержанных менее чем с десятью дозами запрещенных веществ, которые предназначались для личного пользования. Это уже назвали прорывом, который поможет уменьшить переполнение тюрем и распространение инфекционных заболеваний.

"Это либерализация мышления, и в этом смысле - это революция", - говорит Олег Зыков, член Комиссия по правам человек при президенте и глава неправительственной организации "Нет алкоголизму и наркомании", предоставляющей консультации наркоманам.

Теоретически, российские законы в отношении наркотиков уже действовали почти так же, как многие законы на Западе, дифференцируя преступления, связанные с наркотиками. Подозреваемым предъявлялись обвинения в зависимости от количества наркотиков, в хранении которых они обвинялись, и строгость приговора росла с увеличением этого количества.

Однако на практике подозреваемому было практически невозможно сделать так, чтобы его посчитали мелким нарушителем.

Для определения обвинений милиция и суды использовали таблицу весов. Критики утверждают, что значения веса были установлены на абсурдно низком уровне. Например, "большое" количество героина, наказуемое тюремным заключением, составляло пять тысячных грамма. "Это вес пылинки", - говорит Зыков.

Такие правила противоречили духу закона. "Воля законодателей была искажена", - говорит Лев Левинсон, глава неправительственной организации "Новая наркополитика". В прошлом году Путин подписал закон, изменяющий санкции за хранение наркотиков и позволяющий хранить вплоть до 10 доз без угрозы тюрьмы. Этой весной специальная комиссия составила весовую таблицу, где 10 доз определяются как грамм. Порог для кокаина - полтора грамма, для марихуаны - 20 грамм.

Новая таблица вступила в силу в прошлом месяце решением премьера Фрадкова и удостоилась похвалы организаций, которые порой критикуют российские порядки. "Это приближает уголовное законодательство в России к уголовным законодательствам, принятым международным сообществом", - говорит Александр Петров из Human Rights Watch.

Однако новый порядок вызвал разногласия в правительстве. В прошлом году Александр Михайлов, заместитель председателя Федерального агентства по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами, назвал наркотики "оружием массового уничтожения". Михайлов подверг критике новые стандарты, одобренные Фрадковым.

Считается, что в России наркомания менее распространена, чем на Западе. Главным злом остается алкоголизм. Однако после распада СССР количество наркоманов резко возросло, а распространение героиномании, которая приводит к росту случаев СПИДА, вызывает особое беспокойство.

Проблема вряд ли пойдет на убыль. На этой неделе Путин заявил, что контрабанда героина в Россию из Афганистана с момента поражения талибов в 2001 году возросла.

В условиях, когда героин уже прочно вошел в российскую жизнь, адвокаты надеются, что новый закон позволит многим мелким правонарушителям выйти из тюрьмы. По данным Зыкова и Левинсона, по старым статьям в тюрьму попали 65 тысяч человек.

Закон также должен помочь в борьбе с коррупцией, которая сопровождает аресты бедных и молодых.

Логинов, который утверждает, что его "подставила" милиция, подбросив героин в одежду и квартиру, говорит, что введение новых норм существенно осложнит фабрикацию дел.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru