10 часов утра - не самое лучшее время для встречи с музыкантом или моделью. Даже если они не работали накануне вечером, внутренние часы у них еще не прозвонили и они мало готовы к разговору.
Нина Котова была приятно удивлена, когда я потревожил ее в Кенсингтонском отеле. Она уже сделала макияж, но еще не накладывала грим. Казалось, она никак не могла сосредоточиться. У нее - типично славянское лицо. Аккуратный носик и приподнятый подбородок придают ему особое очарование.
Два года Котова работала моделью, рекламируя одежду в журналах "Космополитен" и "Глэймор". Имея музыкальное образование и хорошие вокальные данные, она работала моделью, ловя на себе восхищенные взгляды - до тех пор, пока не заработала достаточно денег на покупку приличной виолончели. Тогда она вернулась в спокойный мир музыки, где - по извращенной современной логике - ее считают бывшей великолепной моделью, играющей на виолончели.
Подобная раздвоенность доставляет ей много хлопот. 28-летней Котовой нравится, когда отдают должное ее игре. Менеджеры и звукозаписывающая компания умело пользуются ее внешностью. Котова с этим мирится, понимая, что красота продается.
Любая девушка перед выступлением желает покрасоваться. Она непременно хочет, чтобы ее поставили на одну доску с Ванессой-Мэй Николсон, которая показывалась перед зрителями в прозрачном костюме или грудастой Линдой Бравой, которая позировала для журнала "Плейбой" почти обнаженной.
Котова, чей дебютный диск был выпущен фирмой "Филипс", выше всего этого. Она обучалась игре на виолончели в московской консерватории, где одно время ее однокурсником был Максим Венгеров. "Это было трудно,- вспоминает она.- Если вы пропустили одну репетицию, то не будете играть на концерте".
Ее отец Иван Котов учился в одном классе с Юрием Башметом, Натальей Гутман и Владимиром Спиваковым. В 1973 году он одержал победу на конкурсе в Женеве, однако пал жертвой советской бюрократии и не смог сделать карьеру в качестве солиста. Котову грозило помещение в психиатрическую больницу из-за приступов неадекватного поведения. В 1986 году, в возрасте 35 лет, он умер. "Я была очень молода,- говорит Нина с дрожью в голосе. - Он простудился и не получал в больнице необходимого лечения. Все это было специально подстроено".
Когда Котовой исполнилось 15 лет, она одержала победу на конкурсе в Праге. По возвращении домой профессор посоветовал матери увести свою дочь из России, поскольку здесь у нее нет будущего.
В 1989 году она обучалась в Кельне у русского эмигранта Бориса Пергаменшикова. Там ее взял на заметку академик из Индианы.
Котова избегает называть имена своих коллег, которые, по ее словам, не очень хорошо к ней относились. Проведя три года в Мидуэсте, они получила стипендию в Йеле, который лучше известен своими юристами, чем музыкантами. Спустя три месяца она бросила учебу, поскольку не могла оплачивать жилье и питание.
Находясь в Нью-Йорке, Котова приняла участие в конкурсе и стала моделью. "Я очень радовалась,- вспоминает она. - Кто-то сказал: О, вы такая красивая и высокая".
При своем высоком росте, она достойно выглядела в любой одежде. Через несколько недель она уже не испытывала волнения, ловя на себе восторженные взгляды публики. Подобное безразличие помогло ей избежать пристрастия к кокаину и случайных связей, что характерно для этого круга. Среди супермоделей у нее не было друзей.
"Я жила совсем другим,- объясняет Котова.- Я не могла открыть душу первому встречному. Я не хотела причинять себе боль".
В Лондоне она обратилась в 12 концертных агентств и одно из них - Manygate - пригласило ее для участия в сольном концерте в Wigmore Hall, а также в Barbican для выступлений вместе с Новым королевским оркестром. "Мы мало что знали о ней,- говорит Джон Бойден из Manygate.- Она была моделью и не всегда легко шла на контакт".
Котова не так долго была моделью, чтобы накопить большую сумму. "Играя на виолончели, я сейчас зарабатываю больше, чем тогда",- рассказывает она. Поворотный момент в ее биографии произошел, когда на Котову обратило внимание крупное американское концертное агентство CAMI, президент которого предложил ей контракт на запись.
Последние два года концертная деятельность отнимает у Котовой столько времени, сколько когда-то отнимала работа моделью. "Я не была у себя дома в Далласе уже два месяца",- говорит она. За последний год она играла концерт Гайдна Си-мажор не меньше 30 раз.