С момента развала СССР отношения Ирана с Россией постепенно улучшались, и все говорит о том, что они могут стать еще более теплыми. На этой неделе находящийся с визитом в России президент Ирана Мохаммад Хатами нашел общий язык с президентом Владимиром Путиным: оба они выступили против возрастающего американского влияния в богатом энергоносителями Каспийском регионе и подписали, несмотря на решительные возражения со стороны США, соглашения, предоставляющие Ирану доступ к российским вооружениям и ядерным технологиям.
В соответствии с секретным соглашением, заключенным в 1995 году с Вашингтоном, Россия обязалась не продавать оружие Ирану. В конце прошлого года Москва вышла из этого соглашения. Теперь, как сказал один из иранских официальных лиц, Иран может закупить российских вооружений на сумму до 7 млрд. долларов. Игнорируя американские опасения, Москва планирует также завершить строительство в Иране АЭС стоимостью 800 млн. долларов. США опасаются, что Иран может использовать ядерные технологии для производства вооружений. По имеющимся сведениям, Иран занимается созданием ядерного оружия и ракет как средства его доставки.
Президенты двух стран выразили недовольство действиями США в Каспийском регионе, богатом нефтью и газом. Иран и Россия имеют выход к Каспийскому морю - равно как и Казахстан, Туркмения и Азербайджан. Расширение добычи энергоносителей в этом регионе потребует строительства новых путей его доставки на мировой рынок. По причинам политического характера и связанным с обеспечением своей безопасности, новые независимые государства не хотят, чтобы весь их экспорт шел через Россию или Иран.
Одним из альтернативных путей мог бы стать трубопровод, проложенный через территорию Азербайджана, Грузии и Турции (в его поддержку высказываются США). Американские энергетические компании уже проявляют свою активность в Каспийском регионе. Увеличение каспийского экспорта может сократить чрезмерную зависимость многих стран от ближневосточных поставок. Разработка каспийских месторождений может усилить также влияние США в регионе и помочь новым независимым государствам более активно сопротивляться российскому и иранскому влиянию. Подобная перспектива стала одной из причин, способствующих сближению между Москвой и Тегераном.