Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
15 марта 2005 г.

Джейсон Буш | Business Week

Трещины в Кремле

Безнравственная битва за контроль над нефтяными активами является знаком того, что администрацию Путина раздирают распри.

После того как Кремль конфисковал компанию "Юганскнефтегаз" и передал ее нефтяной компании "Роснефть" в декабре прошлого года, казалось, что бесконечное "дело ЮКОСа" подошло к развязке. На страницах газет все меньше сообщений о битве между Кремлем и ЮКОСом, однако разворачивается новая битва, на этот раз внутри стен Кремля - за обладание останками ЮКОСа.

Именно таким образом кремленологи истолковывают странные события начала марта, когда две российские государственные компании, "Газпром" и "Роснефть", начали спорить на публике по поводу деталей процедуры слияния этих компаний, и это слияние стало неоднократно откладываться на более поздние сроки. На самом деле руководители этих двух компаний являются доверенными лицами людей из кремлевского окружения Путина, которые входят в группы, соперничающие друг с другом, говорят наблюдатели.

Одну из таких групп возглавляет глава президентской администрации Дмитрий Медведев, во главе другой группы - заместитель Медведева Игорь Сечин. Каждый из этих двух высокопоставленных чиновников хотел бы видеть себя председателем Совета директоров нового нефтяного и газового "чудища", которое будет создано путем слияния "Газпрома" и "Роснефти". "В коридорах власти идет серьезная борьба за лакомый кусок", - говорит главный аналитик "Альфа-банка" Крис Вифер.

Споры по поводу слияния "Газпрома" и "Роснефти" - это лишь последний знак того, что путинскую администрацию раздирают распри. В прошлом году ключевые реформы в нефтяном и газовом секторе привели к противостоянию соперничающих группировок в министерствах. Недавно внутри правительства возникли новые разногласия, на этот раз по поводу налоговой политики. Премьер-министр Михаил Фрадков хочет снизить налоги, против чего выступают сторонники налоговых ограничений - министр экономики Герман Греф и министр финансов Алексей Кудрин.

Но борьба за контроль над новым энергетическим гигантом станет самой большой схваткой в путинском Кремле. В декабре прошлого года "Роснефть" приобрела компанию "Юганскнефтегаз" на сомнительном аукционе, который организовало правительство. В результате этой сделки небольшая государственная нефтяная компания стала одним из главных игроков в российском энергетическом секторе, под контролем компании "Роснефть" оказалось 20% российской нефти. Но это также осложнило реализацию планов "Газпрома" по слиянию с "Роснефтью".

После того как прошел аукцион, акционеры ЮКОСа пригрозили подать в суд на "Роснефть" и на любого, кто помог этой компании заплатить за покупку "Юганскнефтегаза". Это создало проблемы для "Газпрома", который намеревался расширять свой бизнес за границей и не хотел иметь отношение к громким судебным разбирательствам. В одночасье "Роснефть" стала выглядеть для "Газпрома" куда менее привлекательным партнером по слиянию, чем раньше.

3 марта возникло впечатление, что проблема решена, после того, как руководитель "Газпрома" Алексей Миллер объявил о том, что две компании определились с условиями своего слияния, и "Юганскнефтегаз" станет отдельной компанией, которую возглавит президент "Роснефти" Сергей Богданчиков.

На первый взгляд, это кажется хорошей сделкой для Богданчикова, но ему и его союзникам в Кремле условия этой сделки не понравились, так как все остальные активы "Роснефти" переходили "Газпрому" и исчезали надежды стоящих за "Роснефтью" людей на то, что они будут играть более важную роль в управлении новой энергетической компанией.

4 марта "Роснефть" опубликовала на своем веб-сайте заявление, которое противоречило словам Миллера о том, что "Юганскнефтегаз" не будет включен в процесс слияния двух компаний. "Газпром" нанес ответный удар, сделав заявление о том, что Миллер все изложил правильно. В итоге 5 марта "Роснефть" сняла свое заявление с веб-сайта, назвав это заявление "результатом технической ошибки".

Но это вряд ли было технической ошибкой, говорят кремленологи. "Противоречивая информация о слиянии связана с конфликтом двух групп в окружении президента", - говорит Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства экономических и политических коммуникаций.

Интересы "Газпрома" лоббируют Миллер и Медведев, который, кроме должности главы администрации президента, занимает пост председателя Совета директоров "Газпрома". Другую сторону - "Роснефть" представляет Богданчиков и Сечин, который прошлым летом стал председателем Совета директоров "Роснефти".

Ясно, что по крайне мере первый раунд выиграл "Газпром". Это хорошая новость для иностранных инвесторов в России, так как скоро могут быть сняты ограничения на покупку акций "Газпрома" иностранцами. Российское правительство давно давало понять, что, как только в руках государства окажется контрольный пакет из 51% акций "Газпрома", оно позволит иностранцам покупать столько оставшихся акций "Газпрома", сколько те пожелают.

Поражение "Роснефти" означает поражение Сечина, который является лидером "силовиков" - кремлевской фракции бывших офицеров КГБ, развязавших кампанию с целью демонтировать компанию ЮКОС и сломить ее главу Михаила Ходорковского. По контрасту с Сечиным Медведев, бывший профессор права, считается многими экспертами лидером кремлевских "либералов". "Впервые силовики проиграли в ключевом вопросе, - говорит директор Андерс Аслунд, директор российско-европейской программы Фонда Карнеги в Вашингтоне.

Российские кремлинологи склонны к более циничной оценке происходящего. Так, они не видят большой принципиальной разницы между двумя кремлевскими группами. "Это не имеет ничего общего с идеологией, это просто битва группировок внутри правящей элиты", - говорит Орлов. По его мнению, битва еще не завершилась.

Борьба бюрократов между собой - давняя российская традиция. Необычно то, что эти бюрократы идут на прямое неподчинение Путину. Например, Греф открыто критиковал денационализацию ЮКОСа. Советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов пошел еще дальше, назав дело ЮКОСа "аферой года" и осудив ту "атмосферу страха", в которой приходится работать бизнесу. В конце февраля бывший премьер-министр Михаил Касьянов, который возглавлял правительство при Путине в 2000-2004 годах, вызвал бурю своей резкой критикой политики Путина и призывом к либералам выступить в защиту демократии. Оппоненты из числа коммунистов и националистов также становятся все более дерзкими, после того как плохо спланированные путинские реформы системы социальных льгот вызвали массовые протесты. Даже обычно покорный парламент призывал правительство уйти в отставку.

Раскол внутри правительства расширяется, и это говорит о том, что власть Путина ослабевает. Власть Путина была подорвана такими поражениями, как провал путинской политики на Украине и неуклюжая реформа системы льгот. Хотя снижение власти Путина может настораживать инвесторов, которым нужна политическая стабильность, в итоге это может быть к лучшему, так как власть одного человека уступит место плюрализму.

Ситуация в верхних эшелонах власти наверняка еще более осложнится, когда разгорится битва за то, кто станет преемником Путина в 2008 году. Если Путин не может остановить людей из своего ближайшего окружения от участия в конфликтах по поводу энергоресурсов, у него наверняка будут еще более серьезные проблемы при попытке проконтролировать, кто станет его преемником.

Источник: Business Week


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru