Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
15 марта 2005 г.

Пино Буонджорно | Panorama

Япония перевооружается

До последнего времени Йосиноро Оно не имел даже ранга министра: он был лишь директором агентства обороны. Сегодня генерал получил абсолютные полномочия, чтобы сбивать любые ракеты противника на подлете. Прежде этим правом обладал лишь парламент. Решение премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми пришло неожиданно, в середине февраля, через пять дней после того, как Северная Корея стала хвастаться тем, что обладает ядерной бомбой.

На той же неделе группа высокопоставленных японских военных согласилась принять участие в компьютерных военных учениях. Они пройдут на Тайване, в мае, в них примут участие и Соединенные Штаты. Военная игра должны была оставаться секретной, поскольку она предполагает нанесение военного удара по Китаю, который, согласно сценарию учений, захватил при помощи морских десантных средств западное побережье Тайваня. Согласно просочившейся информации, так называемая китайская угроза доводит до исступления не только стратегов Тайбея и Вашингтона, эта угроза превратилась в кошмар и для военных кругов Токио.

Речь идет лишь о двух последних событиях, свидетельствующих о том, насколько глубокими являются изменения в оборонной политике Японии. Мы оказались на завершающем этапе эры, длившейся 60 лет: эры разоружения, навязанного и санкционированного конституцией после Второй мировой войны. "Мы должны готовиться к террористическим атакам и вооружаться, чтобы своевременно реагировать на региональные угрозы", - пояснил журналу Panorama профессор политологии Масюки Тадокоро, который преподает в университете Коио в Токио. "Кроме того, Япония должна улучшить качество своих миротворческих миссий в мире".

"Пусть вернется адмирал Ямомото", - кричат на площадях молодые люди, члены пацифистских движений. А пекинская пресса говорит о нарастающем милитаризме и национализме японцев, китайское руководство протестует против "неприкрытого вмешательства во внутренние дела", в тот момент, когда судьба Тайваня превращается в аргумент для сдерживания наступления Дракона в Азии.

Но премьер-министра Японии трудно запугать. Его не могут остановить историки, которые пытаются напомнить ему о зверствах и преступлениях, совершенных в ходе последнего мирового конфликта, в том числе и в Китае. Его не в состоянии разубедить боссы индустриальных гигантов, которые размахивают у него перед глазами цифрами, свидетельствующими об объеме товарообмена между Пекином и Токио: 168 млрд в прошлом году, на 27% больше, чем в 2003 году, Китай опередил Соединенные Штаты и стал первым торговым партнером Японии.

Коидзуми поклялся, что Япония очень скоро вновь станет "нормальной страной" и что она не должна больше стесняться называть вооруженные силы своим именем, а не "силами самообороны". Япония, как мечтает Коидзуми, должна оставаться второй экономической мировой державой и быть наиактивнейшим политическим и военным действующим лицом, нацелившимся на место постоянного члена в Совете Безопасности ООН.

Американская администрация Джорджа Буша поддержала и благословила эту революцию в рамках альянса, которая служит укреплению гегемонии США в Восточной Азии и является противовесом Китаю. Первый результат - договор о безопасности, подписанный 19 февраля в Вашингтоне между Дональдом Рамсфельдом и генералом Оно. Впервые было документально закреплено, что защита целостности Тайваня является "общим стратегическим интересом". Осенью президент Буш подкрепит в Токио это соглашение новой "декларацией о взаимной безопасности", в результате чего Япония станет таким же союзником США в Азии, как Великобритания в Европе.

Готовясь с этому наиважнейшему событию, Коидзуми ускоряет реформу пацифистской конституции 1946 года. Цель - изменить формулировку статьи 9, которая исключает использование и даже угрозу применения силы для решения международных споров и ограничивает использование армии, военно-морского флота и ВВС лишь для самообороны в случае нападения.

По данным последних опросов, 60% населения и 78% из 545 японских парламентариев согласны с необходимостью пересмотреть основной закон, хотя 70% тех же депутатов хотят сохранить статью об отказе от войны.

Юристы либерально-демократической партии Коидзуми и оппозиционной демократической партии день и ночь работают в 10 подкомиссиях, чтобы представить первый проект конституции уже в конце марта, чтобы окончательное голосование прошло уже в ноябре. Чтобы принять новую конституцию необходимо большинство в 2/3 голосов парламентариев.

"Реформа абсолютно необходима. Следует исправить политику обороны, и мы должны сделать это как можно быстрее, потому что в противном случае может оказаться слишком поздно", - заявил корреспонденту Panorama Хисаки Окасаки, советник по национальной безопасности японского правительства.

Перевооружение империи Восходящего солнца началась давно, задолго до 11 сентября 2001 года. Дата, уже вошедшая в историю, 31 августа 1998 году, когда режим Пхеньяна осуществил запуск двухступенчатой ракеты Taepodong, которая перелетела всю территорию Японии и затонула в Тихом океане. Этот жест, скорее чисто демонстративный, превратился в травму, потрясшую общественность, выступающую против любого типа войны, и послужила укреплению позиций ястребов во всех правительствах, сменявших друг друга.

Когда в апреле 2001 года к власти пришел консерватор Коидзуми, смена курса была официально закреплена. Ускорению этого процесса послужило наличие у диктатора Ким Чин Ира ядерных зарядов и разработка других ракет большой дальности, способных нести ядерные заряды, чтобы нанести удар по Японии.

Одновременно с этим и Китай превратился в источник угрозы для национальной безопасности, постепенно, военный бюджет начал расти теми же темпами, что и ВВП, а ВВС и ВМС Пекина были модернизированы. Правительство либерал-демократов посчитало, что в зоне риска оказались запасы природного газа в Восточно-Китайском море и пять полупустынных островов, которые японцы называют Сенкаку, а китайцы - Диаоу.

Как будто бы этого всего было недостаточно, четыре месяца назад ядерная китайская подводная лодка вошла в акваторию Окинавы, вынудив Коидзуми привести в состояние боевой тревоги силы самообороны: это было во второй раз за 50 лет. По мнению японского правительства, это стало окончательным подтверждением того, что Китай намерен взять под контроль своих военно-морских сил огромные пространства в Тихом океане в ущерб Японии.

Месяц спустя, 10 декабря 2004 года, премьер-министр, дабы заручиться поддержкой со стороны общественности, обнародовал военную доктрину XXI века. По словам одного из японских политологов, доктрину пришлось пересматривать, поскольку больше нет угрозы вооруженного советского вмешательства, а угроза теперь исходит от соседних враждебных Японии стран, обладающих атомным оружием".

Это ведет к полной реструктуризации военной машины, которая должна завершиться к 2007 году. Меньше танков, эскадренных миноносцев и самолетов, чтобы сэкономить миллиарды йен. В качестве компенсации генералы и адмиралы будут располагать более широкими ресурсами спутниковой техники для противоракетной защиты и специальными антитеррористическими подразделениями.

У Японии уже есть три спутника-шпиона, которые следят за воздушным пространством Северной Кореи. В течение года в США будут закуплены противоракетные системы SM3 и Patriot Pac3, которые должны перехватывать и уничтожать баллистические ракеты на подлете.

Еще большее беспокойство у Китая и Северной Кореи вызывает решение японского правительства принять участие в американском проекте мини-щита против ракетного нападения и отказ от запрета на экспорт военной технологии.

Но истинный вопрос заключается в следующем: а если в конце этой эскалации Токио разыграет последнюю карту: будет иметь атомное оружие. По мнению экспертов, японским ученым достаточно шести недель, чтобы произвести бомбу. Никто этого не желает, и немногие, по правде говоря, предвидят подобное развитее событий в момент, когда Соединенные Штаты наименее заинтересованы в изменении ситуации в Азии и меньше всего хотят вызвать раздражение у Пекина.

Однако подобный вариант развития событий существует, и советники Коидзуми даже обсуждают эту тему с иностранными журналистами. Одно дело - сказать прощай доктрине Йошиды, которая ознаменовала собой послевоенную политику Токио, совсем иное дело - стать членом ядерного клуба.

Специалист по военным вопросам Кристофер Хагис убежден в том, что бояться нечего. "Япония, - отметил он в своем последнем труде, - превратится в военную державу в Восточной Азии, а затем станет глобальной державой. Но качественный скачок произойдет в рамках двустороннего альянса с Соединенными Штатами". Таким образом, в ноябре 1946 года Генри Трумэн навязал разоружение, а почти через 60 лет после него Буш санкционировал перевооружение, при этом условия все время диктует Белый дом.

Источник: Panorama


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru