Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
15 марта 2007 г.

Адам Липтак | The New York Times

Сообщается, что предполагаемый руководитель терактов 9/11 признался

Халид Шейх Мухаммед, о котором давно говорят, что он являлся организатором терактов 11 сентября, в субботу дал признательные показания на заседании военной коллегии, проведенном на базе Гуантанамо, как явствует из стенограммы, опубликованной вчера Пентагоном. Он также признал, что несет полную или частичную ответственность больше чем за 30 других терактов и атак.

"Я ответственен за операцию 11 сентября от А до Я", - заявил он.

В бессвязном заявлении Мухаммед, главный помощник Усамы бен Ладена, подчеркнул, что его действия были частью военной кампании. "Я не рад тому, что в Америке погибли три тысячи человек, - заявил он на ломаном английском. - Мне даже жаль. Я не люблю убивать младенцев и детей" (фрагмент стенограммы, с. A23.)

Он добавил: "Язык войны - это жертвы".

Хотя американцы связывали Мухаммеда с терактами 11 сентября 2001 года и некоторыми другими, его признание было первым случаем, когда он лично рассказал о широком спектре глобальной террористической деятельности, от планируемых взрывов достопримечательностей в Нью-Йорке и Лондоне до организации покушений на бывших президентов Джимми Картера и Билла Клинтона и Папу Иоанна Павла II. О некоторых заговорах, которые он, по его словам, планировал, включая покушение на Картера, ранее публично не сообщалось.

Как явствует из стенограммы, Мухаммед подчеркнул, что некоторые его предыдущие заявления дознавателям ЦРУ были результатом пыток. Но он сказал, что заявления трибуналу в субботу не были сделаны по принуждению или под давлением.

Его действия, заявил он, были такими же, как действия других революционеров. Если бы британцы арестовали Джорджа Вашингтона во время Войны за независимость, сказал Мухаммед, "конечно, они считали бы его вражеским бойцом".

На заседании были также суммированы некоторые доказательства, которые, по мнению Пентагона, подтверждают то, что Мухаммед является вражеским бойцом, включая жесткий диск компьютера, содержащий информацию о захватчиках самолетов 11 сентября, письма от бен Ладена и подробности других замыслов. Диск, говорят власти, был изъят во время захвата Мухаммеда.

Мухаммед выступал на заседании трибунала, рассматривающего статус боевика, перед которым стоит узкая задача: решить, прав ли был президент Буш, назвавший его вражеским бойцом. Признание Мухаммеда почти наверняка используют против него, если и когда военная комиссия будет судить его за военные преступления.

Части стенограммы отредактировали военные - предположительно, в ней были утверждения Мухаммеда, что с ним плохо обращались, когда его держало под стражей ЦРУ после ареста в 2003 году. Его перевели на базу Гуантанамо в прошлом году.

По правилам трибунала Мухаммеду помогал "личный представитель", а не адвокат. Его попытки вызвать двух свидетелей были отклонены. И трибунал указал, что он рассмотрит возможность не давать Мухаммеду доступа к секретным свидетельствам.

Трибунал по рассмотрению статуса бойца является неофициальной структурой, созданной в ответ на решение, вынесенное в 2004 году Верховным судом США, который потребовал выяснить, правомерно ли узников Гуантанамо называют вражескими бойцами и подлежат ли они бессрочному заключению. В отличие от военных комиссий, которые рассматривают обвинения в военных преступлениях, трибуналы по рассмотрению статуса предлагают минимальную процедурную защиту и не признаются судебной инстанцией.

В прошлом заседания были частично открытыми для прессы. Но последние слушания, включая рассмотрение статуса 14 так называемых ценных заключенных, переведенных на Гуантанамо из секретных тюрем ЦРУ в прошлом году, были закрытыми. Кроме стенограммы Мухаммеда, Пентагон вчера обнародовал стенограммы заседаний по делам Абу Фараджа аль-Либби и Рамзи бен аль-Шибха, высокопоставленных оперативников "Аль-Каиды".

Либби не присутствовал на заседании, а в его заявлении, включенном в стенограмму, говорится, что он будет отказываться присутствовать до суда над ним в соответствии с принципами правосудия, принятыми в США. Он заявил, что ему не предоставили адвоката и он не может ввести в дело свидетелей защиты.

"Если меня засекретят как вражеского бойца, - говорится в его заявлении, - есть вероятность, что США сочтут моих свидетелей вражескими бойцами, и против них могут быть приняты судебные или административные меры. Мое мнение, что заключенный находится в ситуации, где выиграть невозможно".

Во всех трех случаях трибуналы отложили решения по вопросу, правомерно ли эти люди отнесены к категории вражеских бойцов, но мало сомнений в том, что определение, данное президентом, утвердят.

Узники могут опротестовать решение трибунала в федеральном апелляционном суде в Вашингтоне. Хотя Мухаммед не отрицал свою вину, он попросил правительство США "быть честным с людьми". По его словам, многие из арестованных как террористы после 11 сентября невиновны.

Представитель Мухаммеда, подполковник ВВС, чье имя не разглашается, зачитал заявление от имени Мухаммеда, "полагая, что он, в случае необходимости, может вмешаться или дополнить высказывания".

В заявлении Мухаммед назвал себя "военным оперативным командиром всех зарубежных операций "Аль-Каиды" в мире".

Он взял на себя ответственность за взрывы во Всемирном торговом центре в 1993 году и в ночном клубе на острове Бали в 2002 году.

Мухаммед также описал широкий спектр планов, которые не были осуществлены. Среди мишеней, заявил он, были офисные здания в Чикаго, Лос-Анджелесе и Нью-Йорке, подвесные мосты в Нью-Йорке, Нью-Йоркская биржа "и другие финансовые мишени после 11 сентября", Панамский канал, британские достопримечательности, включая Биг-Бен, здания в Израиле, американские посольства в Индонезии, Австралии и Японии, израильские посольства в Индии, Азербайджане, на Филиппинах и в Австралии, самолеты во всем мире и атомные электростанции в США.

Он заявил, что руководил "ячейкой по производству биологического оружия, включая сибирскую язву и прочее, и поддержке операций с грязными бомбами на американской территории".

Мухаммед сказал также, что принимал участие в "исследовании и финансировании операций по убийству нескольких бывших президентов США, включая президента Картера". Он добавил, что несет ответственность за подготовку покушения на президента Билла Клинтона на Филиппинах в 1994 году.

Но Мухаммед перебил своего представителя, чтобы пояснить, что не один он несет ответственность за покушение на Папу Иоанна Павла II во время его визита на Филиппины в 1995 году.

"Я не несу ответственность, - подчеркнул Мухаммед, - а разделяю ответственность".

Американские чиновники и президент Пакистана Первез Мушарраф говорят, что Мухаммед принимал участие в убийстве журналиста The Wall Street Journal Дэниела Перла в Пакистане в 2002 году. Хотя Мухаммед вскользь упомянул Перла в стенограмме, он не признался в убийстве. Однако он сказал, что планировал убийство президента Мушаррафа.

В конце чтения Мухаммеда спросили: "Это ваши слова?"

"Да", - ответил он.

Позже он заявил: "В том, что я написал здесь, я не делаю из себя героя, когда говорю, что несу ответственность за то или это. Но вы военные. Вы отлично знаете, что существует язык войны".

Неизвестно, сколько экспансивных заявлений Мухаммеда правомерно. В 2005 году Комиссия 11 сентября заявила, что Мухаммед известен своими непомерными амбициями, и, используя его инициалы, назвала его представления "театром, спектаклем уничтожения, в котором KSM исполняет звездную роль супертеррориста".

Мухаммед отказался говорить под присягой, сказав, что это запрещено его религией. Однако он заявил, что говорит правду.

"Быть в трибунале или признавать, что трибунал существует, я это признаю, - сказал он. - Я признаю американскую конституцию, американский закон и то, что вы здесь делаете. Именно поэтому в религиозном смысле я не могу признать ничего из того, что вы делаете".

Он добавил: "Если я не приношу присягу, это не означает, что я лгу".

41-летний Мухаммед - этнический пакистанец, который вырос в Кувейте и окончил Сельскохозяйственный и технический университет Северной Каролины в 1986 году. Он был схвачен 1 марта 2003 года в Равалпинди, Пакистан, и содержался в секретной тюремной системе ЦРУ, где, как полагают, подвергался жестким методам допросов.

В длинном монологе, который занимает в стенограмме около четырех страниц через один интервал, Мухаммед заявил, что его мотивы были исключительно военными.

"Если американцы захотят войти в Ирак, они не будут посылать Саддаму розы и поцелуи, они пошлют бомбардировщики, - заявил он. - Я считаю себя, что бы вы ни делали, религиозным фундаменталистом, как вы это называете. Из религиозного учения мы понимаем, что мы и Джордж Вашингтон делаем одно и то же".

Он говорил от имени некоторых заключенных. "Я снова прошу вас быть честными с теми многочисленными заключенными, которые не являются вражескими бойцами, - заявил Мухаммед. - Потому что многих из них арестовали несправедливо".

Несекретная часть заседания, явствует из стенограммы, длилась чуть больше часа.

Ближе к концу Мухаммед подвел итог. "У американцев есть права человека, - заявил он. - Так что само выражение "вражеский боец" очень растяжимое".

"Война началась с Адама, когда Каин убил Авеля, и продолжается до сих пор", - сказал он.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru