Премьер-министр Японии требует возвращения четырех островов, находящихся под контролем России со времен Второй мировой войны.
О чем же шла речь в Иркутске? Бывший премьер-министр Японии Иосиро Мори спровоцировал дипломатическую бурю, заявив, что в ходе одной из мартовских встреч с Владимиром Путиным была достигнута договоренность о возвращении Россией Японии двух из четырех Курильских островов и о проведении в будущем переговоров о судьбе двух других островов. Это заявление привело в замешательство и Москву и Токио. Новый премьер-министр Японии Дзюнитиро Коидзуми направил российскому президенту послание, в котором подтверждается известная позиция Японии: одновременное возвращение четырех островов. Эти острова отошли к России в конце Второй мировой войны и до сих пор остаются причиной, препятствующий подписанию мирного договора между двумя странами.
Глава японского правительства предложил провести еще один раунд переговоров, чтобы прийти, наконец, к подписанию знаменитого договора. По словам Коидзуми, непременным условием подписания этого договора должно стать урегулирование спорного вопроса по Курилам, иными словами их возвращение. Вероятно, речь идет о менее жестком условии, чем может показаться на первый взгляд. Выступая недавно перед членами японского парламента, премьер-министр продемонстрировал некоторые признаки уступчивости, уточнив, что Япония могла бы согласиться с поэтапным возвращением островов при условии, что Москва признает японский суверенитет над всем архипелагом: ?Эти острова являются частью японской территории, мы не допустим никакого недопонимания по этому вопросу. Если наш суверенитет признается в принципе, нет необходимости в том, чтобы они возвращались нам все одновременно?.
В Москве испытывают явное замешательство: министерство иностранных дел выступило вчера с несколькими путанными и противоречивыми заявлениями, начиная от фраз о том, что Россия отдает предпочтение ?конструктивному подходу, который может привести к взаимному согласию?, и заканчивая утверждениями о том, что российская сторона отвергает любые ?крайние односторонние требования?. Однако, все это не мешает русским, согласно заявлениям внешнеполитического ведомства, ?прежде всего, отстаивать интересы России, включая и вопрос территориальной целостности?.
Таким образом, диалог глухих в самом разгаре. Так, японская парламентская делегация, привезшая с собой послание премьер-министра Японии российскому президенту, должна была вчера встретиться с депутатами Государственной Думы. По словам ее спикера Геннадия Селезнева, ?подписание российско-японского договора не должно быть обусловлено вопросами территориального суверенитета?. Отвечая на вопросы журналистов о том, каким образом может быть урегулирован спорный вопрос по Курильским островам, Селезнев холодно ответил: ?В контексте итогов войны?.