Если символом паломничества Иоанна Павла II на Святую Землю стала молитва перед Стеной Плача, то для немецкого Папы символичной стала речь, произнесенная перед стеной в Вифлееме, разделяющей израильтян и палестинцев, пишет Le Temps. Эти два момента показывают, насколько различны динамика и смысл путешествия двух понтификов, хотя "полемика вокруг речи Бенедикта XVI в мемориале "Яд Вашем", разочарование израильтян и искушение сравнить двух Пап могут скрыть истинную цель пребывания Джозефа Ратцингера на Ближнем Востоке", отмечает корреспондент Патрисия Бриэль. Если бы визит Бенедикта XVI проходил так же, как и Иоанна Павла II, его паломничество воспринималось бы как дипломатическая победа Израиля, но Папа сумел избежать этой ловушки, а также рассеять все сомнения относительно позиции Церкви в вопросах Холокоста и антисемитизма, пишет издание.
Сейчас становится более очевидно, что одной из целей этого паломничества было укрепление связей христианства с исламом, продолжает газета. После бури, которую вызвала речь Папы в Ратисбонне, в которой он говорил о косвенной связи ислама и насилия, Бенедикт XVI осознал всю важность позитивного диалога с исламом. Акцент на страданиях палестинцев, настойчивое требование создания независимого палестинского государства, осуждение разделительной стены - тоже часть дружественного послания, адресованного Папой мусульманам.
Бенедикт XVI прибыл на Святую землю ради мира во всем мире, который невозможен без разрешения палестино-израильского конфликта. "Конечно, Бенедикт XVI не столь харизматичен, как Иоанн Павел II. Но его молитва об окончании насилия перед стеной в Вифлееме поистине символична. Потому что немецкий Папа по собственному опыту знает, что стены, которые разделяют, рано или поздно рушатся", - заключает автор статьи.