На прошлой неделе российские войска активизировали наступательные действия в Чечне. В репортаже, переданном в субботу частным каналом НТВ, говорилось о том, что в течение последних 24 часов российская авиция совершила 180 боевых вылетов. Российские войска вошли во второй по величине город Чечни Гудремес, не встретив активного сопротивления . Федеральные силы закрепляют свои позиции вокруг Грозного и продолжают осаду Бамута, расположенного на юго-западе Чечни. В течение субботы и воскресенья российская артиллерия подвергала этот населенный пункт непрекращающемуся обстрелу . По некоторым данным, российские солдаты уже добрались до пригородов Бамута.
Автор обращает внимание на то, что захват этого населенного пункта имеет для российских генералов психологически важное значение: Бамут считается настоящей крепостью благодаря тому, что в советские времена в этом горном населенном пункте располагалась база ядерных ракет . Находящиеся там боевики оказывают федеральным войскам упорное сопротивление, превратив Бамут в символ несгибаемой воли чеченцев.
Военная ситуация складывается для российского командования самым благоприятным образом: несмотря на неоднократные заявления чеченских властей о том, что федеральные силы рано или позно понесут серьезные потери, чеченским боевикам пока не удалось одержать сколь-нибудь значительной победы. Совершенно очевидно, пишет автор, что недостаточно хорошо вооруженные боевики не могут одержать верх над российской армией. Кроме того, им не удастся добиться дискредитации армии путем увеличения потерь среди личного состава. Во-первых, это объясняется тем, что российское командование дорожит жизнями своих солдат. Во-вторых, российское общественное мнение готово согласиться с любыми жертвами, если будут уничтожены те чеченские боевые командиры, которые несут ответственность за террористические акты в российских городах. Автор отмечает, что на этот раз, по сравнению с прошлой чеченской кампанией, российские солдаты демонстрируют более высокий моральный дух и лучшее понимание своей миссии на Северном Кавказе. Российские генералы могут гордиться успешным ходом военной кампании.
Однако политическое руководство страны не может похвастаться успехами на дипломатическом фронте: если в ходе саммита в Осло Владимиру Путину удалось отвести от России гнев американцев, то встреча в верхах ОБСЕ в Стамбуле вероятнее всего превратится в судебный процесс над Россией, подчеркивает автор. Шокированные огромным числом чеченских беженцев в Ингушетии и их рассказами о несоразмерном применении силы российскими войсками в отношении гражданского населения, лидеры западных стран призывают Москву прекратить военные действия и сесть за стол переговоров. Представители российской военной верхушки, почувствовав опасность, выступили с рядом заявлений, суть которых сводится к невозможности прекращения боевых операций до тех пор, пока не будет "уничтожен" последний чеченский "бандит" и "террорист". На прошлой неделе министр обороны Игорь Сергеев заявил, что российская армия пришла в Чечню, чтобы "там остаться". Газета Московский Комсомолец, издание, близкое к Юрию Лужкову, мэру Москвы, ведущему непримиримую борьбу с Кремлем, опубликовала сообщение о том, что начальник ГШ Анатолий Квашнин пригрозил уйти в отставку, если правительство уступит давлению со стороны западных стран. Сергеев и Квашнин поспешили опротестовать эти публикации, однако, пишет автор,из всего происходящего можно сделать единственный вывод: политизация армии продолжается. Первым проявлением этой тенденции стал дерзкий марш-бросок российских десантников в Приштину в июне этого года: командование НАТО было вынуждено согласиться с принципом участия России в международном миротворческом контингенте. Автор обращает внимание на то, что большая часть российского политического руководства не была проинформирована о планах генерального штаба. Кроме того, до сих пор остается неясным, был ли Борис Ельцин в курсе происходящего.