Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
15 ноября 2001 г.

Уильям Пфафф | Los Angeles Times

Современный россиянин, ностальгирующий по утраченному престижу

Кто он такой, этот возникший из ниоткуда российский лидер Владимир Путин, приехавший на этой неделе в США?

До 11 сентября сотрудники администрации Буша практически списали Россию со счетов. Ее главный геополитический актив - ядерное оружие - пришел в негодность. Ее энергетические активы могут поставлять на рынки сами потребители. США стремительно развивали двусторонние отношения с постсоветскими среднеазиатскими государствами, в обход России. После атак на США ситуация резко изменилась. Вашингтону неожиданно потребовалась помощь российской разведки, доступ к военным базам и ресурсам в бывших советских республиках Средней Азии, одобрение войны с терроризмом со стороны России. Встреча на ранчо в Кроуфорде неожиданно стала важным событием.

Однако, что бы там Буш ни увидел в глазах Путина во время первой встречи двух лидеров, россиянин остается незнакомцем.

Один мой друг россиянин высказывает интересные мысли о Путине. Сейчас мой друг живет в США, но поддерживает контакты с московскими интеллектуальными кругами, следит за событиями на российской политической сцене. Будучи сыном высокопоставленного советского чиновника, он получил привилегированное образование, вырос среди навязчивых ужасов тайной полиции и может рассматривать события с не совсем обычной точки зрения.

Тайную полицию мой друг называет "зверем". Он говорит так:

"Я понимаю, что они - люди. Новый лидер - бывший шпион, молодой, дисциплинированный, непьющий человек, воспитанный в КГБ, родившийся примерно в одно время с состоятельным техасцем, с которым он собирается встречаться, но росший в российской нищете.

Он родился в уродливой нищете ленинградских коммуналок, в которых жило одновременно по несколько семей. Мальчик из Техаса и его родители просто не могут себе представить такой бедности и кошмара совместной жизни в коммуналках (я видел это, когда навещал своих одноклассников), когда человеческие существа борются за пространство на маленькой кухне, в крохотной ванной, за горячую воду.

Стремясь к успеху, молодой человек очень рано добровольно идет в КГБ, несомненно, ожидая романтической жизни с приключениями. Вскоре он воспитывает в себе вторую личность, профессионала, ведет двойную жизнь и добивается успеха, его замечают, награждают постом в коммунистической тайной полиции Штази в Восточной Германии.

Заграничная жизнь в те годы, когда "заграницей" считалась даже Восточная Германия, а Россия была полностью отрезана от остального мира, стала для юноши откровением. Он очень хорошо выучил немецкий. Это стало еще одним откровением - перед ним открылась иная цивилизация, иной мир. Возможно, он выполнял какие-нибудь задания в богатой Западной Германии. Он хранил в своем сердце все, чему научился.

В те дни нас учили, что СССР - это центр мира, центр системы Птолемея. Когда я был молодым, "заграница" находилась в другой галактике. Нам не полагалось жить там.

У моей старой няни, которая была совершенно аполитична, был взрослый сын, специалист по производству молока. В пятидесятых годах его послали в командировку в Данию. Он вернулся в глубокой депрессии. Он сказал матери: "Это была моя первая и последняя зарубежная поездка. Их животные живут лучше, чем люди в наших деревнях.

Этот опыт имеет огромное значение. Такие вещи сохраняются в подсознании каждого, кто их увидел. Они сохраняются и в подсознании Путина, пока он путешествует по миру. Он понимает, что такое бедность так хорошо, как мальчику из Техаса не понять никогда.

Его поражает наивность богатого мальчика. Только человек, не имеющий понятия о бедности, может сбрасывать афганцам тюки с едой, одновременно продолжая бомбежки. Путин явно хочет сделать Россию сверхдержавой, но он не может говорить об этом. Он нуждается в США, поэтому он быстро присоединился к антитеррористической кампании. Мир забудет Чечню. Путин может смелее разговаривать с лидерами постсоветских исламских государств, независимость которых будет непродолжительной. В конце концов, их тоже назовут "террористами".

У Путина огромные амбиции. Они могут остаться нереализованными. Он это понимает. Он мог бы удовлетвориться, сделав так, чтобы его люди могли вести пристойный, комфортный образ жизни. Сегодня президент России хочет, чтобы его страна могла жить в иной, запрещенной галактике. Но из-за одних только мыслей об этом у него возникают проблемы в России. Он попался в ловушку противоречия двух своих собственных ценностей. С одной стороны, он предан старой сверхдержаве и идее сделать Россию ведущим государством мира. С другой стороны, он - современный человек. Из-за этого он не доверяет своей собственной стране и становится союзником Запада, противником прошлого своей собственной страны.

Он мечтает восстановить утраченный Россией статус. Это может настроить США против него. Он подготовлен к тому, чтобы жить в такой двойственной ситуации. Однако это опасно, это порождает врагов".

Источник: Los Angeles Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru