"Возьмите емкость для отработанного ядерного топлива, наполните ее разбавленным ураном стоимостью 2,5 млн долларов, закрепите ее и 39 таких же штук на палубе контейнерного судна, отправьте в Балтимор - и вы почти завершили сделку, которая обеспечивала коммерческое использование в США отходов с 20 тыс. демонтированных российских ядерных бомб", - пишет Уилл Ингланд в The Washington Post.
В четверг вечером торговое судно Atlantic Navigator готовилось к отправке из порта Санкт-Петербурга, что стало завершением 20-летней российско-американской программы, в рамках которой было обезврежено 500 метрических тонн урана оружейной чистоты, поясняет автор.
"Программа создала рабочие места для техников-специалистов по ядерному оружию в период, когда Россия пребывала в хаосе; она дала импульс развитию процесса обеднения, позволяющего превращать бомбы в топливо для АЭС, и это, возможно, способствовало тому, чтобы плохо охраняемые российские ядерные материалы не попали в неправильные руки - по крайней мере, так считают американцы. Русские категорически отрицают, что материалы могли находиться в небезопасном положении", - говорится в статье.
Как бы то ни было, обе стороны согласны: это был убедительный пример того, как могут сотрудничать американцы и русские, если захотят. Несмотря на напряженность в отношениях Москвы и Вашингтона, сейчас российский уран дает 50% мощности американских АЭС или 10% всего американского электричества, отмечает Уилл Ингланд.
"Соглашение истекает в этом году, и теперь Россия подписывает коммерческие сделки напрямую с покупателями за границей", - добавляет он.