Случай с Ющенко не только привлек внимание к частной венской клинике, но и заставил напрячься австрийскую юстицию.
"Я еще жив, я хорошо себя чувствую, я вернулся домой", - заявил глава украинской оппозиции и кандидат в президенты Виктор Ющенко, вернувшись в выходные в Киев после повторного пребывания в венской больнице Rudolfinerhaus. Во время одного из предвыборных мероприятий во Львове политик, недавно перенесший тяжелую болезнь, выступал воинственно: "Криминал никогда не будет решать судьбу этой страны. Ее будете решать вы", - говорил Ющенко, выступая перед зданием Львовской оперы, у которой собрались 50 тысяч его приверженцев.
Предвыборная кампания, предшествующая выборам украинского президента, которые должны состояться 31 октября, уже давно превратилась в беспорядочную подковерную борьбу. Знатоки политической сцены на Украине считают, что высшее руководство в Киеве способно на многое, лишь бы гарантировать передачу власти от нынешнего президента Леонида Кучмы к выбранному им преемнику Виктору Януковичу, в частности на сознательное отравление кандидата от оппозиции.
В этой упорнейшей борьбе Вена давно стала не последним местом действия, поскольку Ющенко в связи со своим заболеванием дважды подолгу лежал здесь в частной клинике Rudolfinerhaus. Целыми днями в больнице и судебных органах Вены толпились официальные делегации.
Их ходатайства были частично удовлетворены. По поручению украинской службы безопасности австрийской стороне было предложено сначала сообщить фамилии врачей, которые лечили Ющенко, с тем, чтобы затем их допросить. Венский адвокат Ющенко, Хайнц-Дитмар Шиманко, в свою очередь, подал на это требование протест.
Затем украинские власти затребовали полный пакет документов, касающийся болезни Ющенко. Уполномоченная судья земельного венского уголовного суда получила копии этих документов в Rudolfinerhaus, однако до сих пор украинским властям они не переданы. Шиманко собирается сделать все, чтобы этого и не произошло. Так как, говорит он, "существует большая опасность, что австрийская юстиция станет инструментом нынешнего режима в Киеве и, если она откликнется на просьбу Украины о юридической помощи, она будет втянута в предвыборные манипуляции".
Шиманко приводит три основных аргумента, почему историю болезни не следует передавать официальному Киеву:
- ввиду положения со свободой прессы на Украине - почти все средства массовой информации страны контролируются властями - следует считаться с тем, что сведения, полученные из данных документов о состояние здоровья Ющенко, могут быть сразу же использованы в качестве аргументов в предвыборной борьбе.
- юридическую помощь можно оказывать только такому государству, в котором можно ожидать честного процесса в соответствии с конвенцией о правах человека и где система уголовного наказания соответствует требованиям европейской конвенции по правам человека. Шиманко ссылается на ряд докладов и оценок международных правозащитных организаций, которые свидетельствуют о том, что на Украине исполнительная власть имеет огромное влияние на суды и судопроизводство, что здесь нет независимой юстиции.
- Австрия присоединилась к европейскому соглашению о юридической помощи, оговорив себе право на соблюдение правовых обязательств о неразглашении врачебной тайны. Если такое неразглашение не гарантируется, не может быть и речи о юридической помощи.
Если все эти аргументы не будут учтены, и Киев получит медицинские документы Ющенко, то он будет рекомендовать своему доверителю подавать судебный иск с требованием о возмещении ущерба против Австрийской Республики, добавил Шиманко.