Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
15 октября 2008 г.

Брет Стивенс | The Wall Street Journal

Америка останется сверхдержавой

Если Гулливера затопило по пояс, обычно это значит, что лилипуты уже на 10 футов под водой

Константинополь пал под османским натиском после двух столетий упадка и отступлений. Чтобы уложить Британскую империю на лопатки, понадобились две мировые и одна "холодная" война.

Так что вполне закономерно предположить, что эра американского господства не завершится из-за некоторых отказов по кредитным обязательствам, учета в текущих ценах или (даже) из-за Барни Франка.

Не то чтобы не было недостатка в альтернативных сценариях. Почти в унисон министр финансов Германии, премьер-министр России и президент Ирана предсказывают конец "гегемонии" США - финансовой и прочей. Газета The New York Times поддержала их статьей "Держава, которая может стать не такой уж супер". Немецкий Der Spiegel грозит нам "Концом спеси". Колумнист Guardian Джон Грей видит "Трудный момент утраты Америкой своей мощи".

Большая часть этого произносится или пишется с плохо скрываемой радостью. Но, если вода дошла Гулливеру до пояса, это значит, что лилипуты уже на 10 футов под водой. До вчерашнего резкого подъема индекс Dow упал на 25% за три месяца. Но это означает куда лучшие показатели, чем на большинстве крупных биржевых площадок за рубежом, включая XETRADAX в Германии (упал на 28%), Shanghai в Китае (упал на 30%), NIKK225 в Японии (минус 37%), BOVESPA в Бразилии (минус 41%) и RTSI в России (минус 61%). Этот контраст полезно использовать и для демонстрации того, что экономические потери Америки ни для кого не оборачиваются выигрышем.

С другой стороны, мировой экономический кризис не обязательно противоречит американским интересам. Стремительно падает политический рейтинг Уго Чавеса по мере того, как цены на нефть сползли ниже отметки в 80 долларов, где теперь они неуверенно колеблются. Схожую логику, возможно, при более низких ценах можно будет применить к нефтяным диктатурам в Москве и Тегеране, их и так уже беспокоят проблемы инфляции и уверенности потребителей. Также похоже, что Россия потратит свои резервы в 550 млрд долларов быстрее, чем ожидалось, и это можно считать заслуженным возмездием за грузинскую авантюру.

Кроме того, не все так уж плохо в США, если говорить о способности страны финансировать план по спасению страны из кризиса. Принятый в прошлом месяце антикризисный пакет стоимостью в 700 млрд долларов кажется невероятно большим, но он равен всего лишь 5% валового внутреннего продукта США. Сравните это с немецкими затратами на выход из кризиса от 400 млрд долларов до 536 млрд (от 12% до 16% ВВП) и британским планом стоимостью в 835 млрд долларов (30%).

Конечно же, может потребоваться значительно больше, чем 700 млрд долларов, чтобы почистить авгиевы конюшни. Но тут помогает то, что соотношение правительственного долга к ВВП в США составляет всего 62%. В еврозоне эта цифра равна 75%, в Японии - 180%.

Также поможет то, что США продолжает получать крупнейший в мире приток прямых иностранных инвестиций. Страна занимает третье место в мире (после Сингапура и Новой Зеландии) по легкости ведения бизнеса, согласно данным Всемирного банка, а ее демографические показатели не стремятся вниз, как в ЕС, России, Японии и Китае.

Помимо прочего, США остаются крайне открытой страной в финансовом плане. Я не уверен, является ли благом учет в текущих ценах, но точно благом не оказался объявленный в прошлом месяце временный запрет по коротким операциям.

Однако система, требующая скрупулезной финансовой гласности, которая при этом не имеет ничего общего с открытием цен, со временем докажет свою успешность по сравнению с системой, не обладающей этими чертами. Если компании Fannie Mae и Freddie Mac были финансовыми бомбами замедленного действия в своем роде, то китайские государственные компании тоже по-своему являются такими бомбами. Кто может определить хотя бы примерно объем их задолженностей?

Резкое закрытие системы коротких операций не отвечало ничьим интересам, в том числе оно не в интересах США. Но незамеченной осталась забавная черта нынешнего кризиса - финансовые проблемы Америки стали заметны за несколько месяцев до того, как схожие проблемы появились в Европе и в остальном мире. Эта одна из причин укрепления доллара в последние месяцы. По этой же причине у США больше шансов выйти из кризиса быстрей, чем, скажем, у Японии, потратившей большую часть 1990-х годов на то, чтобы скрыть собственный банковский кризис от себя же.

Но каким образом и насколько быстро США смогут это сделать? Можно только гадать. Рецессии периодически случаются в экономической жизни. Они могут длиться от шести до 16 месяцев. Серьезные рецессии или депрессии являются важными политическими событиями, которые могут длиться десять лет или дольше - столько, сколько экономическая политика будет неправильной.

Если следующая администрация проявит мудрость, она сделает все, чтобы помочь рынкам очиститься, дать рецессии идти своим путем и не трогать финансовую систему, так замечательно служившую нам. Если администрация будет неумна, она начнет многолетний социальный эксперимент. Но в любом случае Соединенные Штаты вернут себе свою экономическую мощь и свое место в мире.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru