Британский Высокий суд отклонил исковое заявление о клевете, которое отставной московский полицейский Павел Карпов подал на бизнесмена Билла Браудера и его фонд Hermitage Capital. Заявление было подано в связи с кампанией, которую ведет Браудер, добиваясь справедливости в истории со смертью юриста Сергея Магнитского.
Многие англоязычные газеты отмечают: этот шаг суда может покончить с так называемым libel tourism (так сказать, "туризмом жертв клеветы") - стремлением иностранцев подавать иски о клевете именно в Великобритании, пользуясь суровостью некоторых английских законов.
Разумеется, в связи с решением издания вспоминают о "деле Магнитского" и "Законе Магнитского". Но только The Guardian выносит в заголовок упоминание об этой истории: "Эпохальное решение британского суда отклонить иск о клевете, связанный с "делом Магнитского".
Журналистка Лайза О'Кэрролл сообщает: судья счел, что дело не может быть рассмотрено, так как Карпов ранее не имел в Англии и Уэльсе [юрисдикции данного суда. - Прим. ред.] репутации, которую можно было бы защищать. "Его связь с этой страной незначительна, и, следовательно, есть определенная искусственность в его стремлении защитить свою репутацию в этой стране", - постановил судья Саймон.
"Карпов судился с Биллом Браудером и его фондом Hermitage Capital, базирующимся в Великобритании, за утверждения о его причастности к "пыткам и убийству" борца с коррупцией, разоблачителя Магнитского, сделанные на сайте Russian Untouchables и в телеинтервью", - говорится в статье.
Адвокаты Браудера требовали отклонить иск на том основании, что это процессуальное злоупотребление. "Отклонив дело на этом основании, судья заявил, что Карпов "не может установить в этой юрисдикции достаточную репутацию, чтобы установить факт реального и значительного гражданского правонарушения", - пишет газета.
Браудер утверждал в суде, что за иском в конечном итоге стоит российское правительство и использует его, чтобы остановить его кампанию, пишет газета.
После заседания Браудер сказал, что решение британского суда шокирует российский режим. "В России есть ощущение, что суды можно какими-то уловками заставить что-то сделать, а это настоящая пощечина", - заметил он.
Марк Стивенс, поверенный Браудера, заявил, что вердикт помешает "мошенникам, бандитам и русским олигархам приезжать в Лондон для отмывания своих репутаций".
Со своей стороны, адвокат Карпова, королевский адвокат Эндрю Колдекотт, написал в своих письменных доводах: "Истец не арестовывал Магнитского, не пытал и не убивал его".
"Удар по "туризму жертв клеветы" - иск россиянина отклонен" - такой заголовок находим в The Times. Иск Карпова к Браудеру "был охарактеризован как один из худших примеров "туризма жертв клеветы", когда иностранные граждане, мало связанные с Британией, пользуются Высоким судом для урегулирования споров", пишет Фрэнсес Гибб.
Газета отмечает, что отклонение иска Карпова - уже второй удар по "туризму жертв клеветы". Первый - принятый, но пока не вступивший в силу Закон о диффамации от 2013 года, обязывающий "всех истцов из-за пределов Европы доказывать, что был нанесен урон их репутации в Британии" (формулировка издания).
"Туризм жертв клеветы", расцветший в последние 20 лет, вредит репутации самой Великобритании как оплота свободы слова, полагает газета. "Проблема настолько обострилась, что некоторые штаты США приняли конкретные законы, дабы не допустить, чтобы "необоснованные" решения британских судов по делам о клевете становились помехой для свободы слова в этих штатах", - говорится в статье.
"Вердикт, который наконец-то борется с "туризмом жертв клеветы": фатальный удар по физическим лицам, которые не имеют или почти не имеют связей с Великобританией, но пытаются подавать иски", - радуется в заголовке Independent.
"Перемены совершаются после того, как комиссия высокопоставленных судей заключила, что "чересчур гибкие" правила юрисдикции наносят вред репутации британской судебной системы", - пишет журналист Кэхел Милмо.