Пока это еще дело будущего, но перед европейскими странами вопрос уже стоит, и в пятницу его рассмотрят главы дипломатических ведомств стран ЕС: следует ли в свете объявления о решении "Фатха" (партии президента Махмуда Аббаса) и исламистского движения "Хамас" сформировать правительств национального единства возобновить диалог с Палестинской администрацией? А главное, нужно ли возобновить оказание палестинским руководителям прямой финансовой помощи, прекращение которой по решению Брюсселя, принятому в начале года, после прихода к власти "Хамаса", лишило Палестинскую администрацию всякой возможности для маневра?
Европейский комиссар по международным отношениям Бенита Ферреро-Вальднер уже расценила объявление, сделанное палестинцами, как "позитивный" шаг. Впрочем, еще в своем выступлении в начале сентября она признала, что "временный международный механизм" (учрежденный в начале июня орган, через который Брюссель пытался оказывать финансовую помощь палестинскому населению "через голову" правительства) не может существовать вечно. "Мы не сможем продолжать в том же духе долго", - сказала она.
Поэтому министрам иностранных дел европейских стран, которые встречаются сегодня в Брюсселе, предстоит решить, в какой степени палестинское правительство вновь становится "персоной грата". Однако, несмотря на надежды, которые вселяет объявленное желание "Фатха" и "Хамаса" вступить в союз, европейцы едва ли будут торопиться. Более того, скорее всего, они примут решение продлить распространить схему "временного международного механизма" еще на три месяца.
В Брюсселе вообще предпочитают действовать осторожно. Происходящее на Ближнем Востоке здесь вызывает интерес и даже приветствуется. Но прежде всего здесь хотят получить прочные гарантии относительно характера правительственного соглашения. И громких эффектов никто не ждет. "Рановато, - говорит дипломат, замечая: - все будет зависеть от дальнейшего развития ситуации, в частности, от того, под какими принципами "Хамас" согласится подписаться".
Если исламистское движение примет большую часть принципов, которые отстаивает президент Махмуд Аббас, Европейский союз мог бы проявить гибкость в отношении трех строгих условий возобновления прямой помощи, которые он ставил до сих пор: отказа от насилия, признания права Израиля на существование и неукоснительного соблюдения международных соглашений.
Но, как это ни парадоксально, несмотря на "замораживание" прямой помощи, Европейский союз никогда еще не давал так много денег палестинцам, как в 2006 году. Около 330 млн евро были отправлены в ПА через различные структуры, в том числе через ооновские агентства, НПО, а также в форме финансирования отдельных акций.
Нужно сказать, что экономическая и гуманитарная ситуация там катастрофическая. Израиль, отмечают в Брюсселе, нанес палестинским территориям громадный ущерб, прекратив перечисление Палестинской администрации причитающихся ей таможенных сборов: эта сумма составляет около половины ее бюджета. Сюда следует добавить блокаду, забастовку, разрушение домов, войну и повторную оккупацию сектора Газа. Вчера Всемирный банк предупредил, что кризис в Газе и на Западном берегу реки Иордан грозит уничтожить результаты тринадцати лет усилий по созданию жизнеспособной экономики" и что 2006 год может стать самым черным годом в экономической истории Палестинской автономии.
Помимо возобновления помощи, настоящей головоломкой для европейцев является вопрос о том, как реанимировать политический процесс, дабы он позволил хотя бы в перспективе увидеть выход из тупика. "Мы не можем все время работать пожарными", - говорит дипломат. "Сегодня диалога нет, перспектив нет - если не считать перспективы внезапных приступов лихорадки, - добавляет он. - Абсолютно необходимо вновь запустить что-то похожее на процесс". В этом плане возобновление прямой помощи может стать стимулом для палестинского правительства национального единства, но само по себе оно еще ничего не решит.