Отличительной чертой опытного шпиона является умение не оставлять следов. Так же и опытный политик манипулирует событиями так, как ему выгодно, оставаясь при этом в тени. Владимир Путин продемонстрировал свои навыки и в той, и в другой ипостаси. То, что его основные политические соперники отказались от неблагодарной оппозиционной деятельности и объединили силы с партией, единственной целью создания которой была поддержка президента, значительно усилило позиции Путина. Мэр Москвы Юрий Лужков намерен объединить свою думскую фракцию "Отечество" с "Единством", создав тем самым центристский блок, который автоматически будет иметь под своим контролем большинство голосов в Думе (226 из 450). Путин больше не будет зависеть от толерантности коммунистов; он сможет уделять меньше внимания, чем обычно, надоевшей оппозиции в лице либералов и крайне правых сил.
Мотивы Лужкова ясны. Позиции мэра, когда-то претендовавшего на пост преемника президента Ельцина, существенно ослабли. Неожиданный взлет Путина после отставки Ельцина нанес такой сильный ущерб предвыборной кампании Лужкова, что он решил не выставлять свою кандидатуру на президентских выборах в марте прошлого года. Затем давление Путина на российских региональных лидеров, составляющих основу "Отечества", подорвало позиции мэра; а подозрительное отношение президента к своему бывшему конкуренту лишило Лужкова, не являющегося членом парламента, какого-либо заметного политического положения. Сделав ставку на победителей, Лужков, вероятно, надеется укрепить свои позиции в Москве, где он пока показал себя умелым администратором, одновременно демонстрируя свою лояльность Кремлю.
Это объединение не только развязывает Путину руки, позволяя добиваться быстрого прохождения в Думе нужных ему законопроектов; оно свидетельствует о постепенном сосредоточении в его руках всей полноты власти, к которой он стремится, и которую он - как человек советской закалки - считает необходимой для осуществления нужных России перемен. Подобное сосредоточение власти вызывает беспокойство у российских либералов. Они опасаются, что это ускорит темпы возврата к авторитаризму и приведет к еще большей изоляции инакомыслящих. Они указывают на слабость российского политического плюрализма. Если в Москве и, возможно, в Санкт-Петербурге, энергичная, образованная и разноголосая элита продолжает дискутировать на политические темы, в провинции этого нет. "Партия власти", как называют президентскую партию, заняла место коммунистической бюрократии. Нет оппозиции в отношении старой, коррумпированной, безраздельной власти; а корпоративные интересы остались без изменения.
Путин провел чуть больше года на посту президента, оттачивая свое мастерство управления политической машиной. Как же он намерен теперь использовать свою власть? Он называет себя реформатором. Однако пока что в стране много дисциплины и патриотического энтузиазма, но мало реформ. Многое предстоит сделать: нужно претворить в жизнь налоговую реформу; вооруженные силы, равно как и военная доктрина, нуждаются в тщательной реорганизации; земельная реформа едва началась; бюрократии нужна встряска. И, возможно, самой неотложной задачей является очистка судебной системы от карьеристов и коррупции, а также предоставление ей возможности проводить в жизнь долгожданные законы о договорном праве и борьбе с преступностью. Кроме того, есть еще незавершенная война в Чечне.
Существует опасность, что, сосредоточив в своих руках исполнительную и законодательную власть, Путин может попасть в ловушку, сделав себя вершиной пирамиды, внизу которой никто не захочет брать на себя ответственность. Каждой демократии нужна система контроля и противовесов; давняя проблема России в том, что у нее контроль превращаются в тормоз, а противовесов нет. Если Путин сможет использовать своих новых политических союзников, чтобы продвигать Россию вперед, его власть будет обеспечена реальными действиями. Если же они просто ускорят возврат к былому склеротическому авторитаризму, то это не пойдет на пользу ни им самим, ни российским реформам.