Террорист-самоубийца из сектора Газа или с Западного берега реки Иордан ? это обычно человек в возрасте от 18 до 27 лет, не состоящий в браке, безработный и без каких-либо перспектив, религиозный фанатик, выросший, как правило, в бедной многодетной палестинской семье. Большая часть кандидатов на роль террористов-камикадзе ? усердные студенты из религиозных центров и школ организаций "Хамас" и "Джихад-аль-ислами", тщательно отобранные агентами исламистских организаций, подвергнутые длительной и жесткой психической подготовке и после этого отправленные в Тель-Авив или Иерусалим в "поездку смерти" с взрывчаткой на теле или в портфеле.
С начала так называемой интифады "Аль-Аксы" в сентябре 2000 года образ палестинского террориста-самоубийцы изменился. Недавно в этой роли выступил 47-летний нерелигиозный палестинец Дауд Абу Савай, глава семьи и отец восьми детей, подорвав себя перед входом в роскошный отель в Иерусалиме. Сегодня "Хамас" и "Джихад" больше не нуждаются в рекламе по привлечению потенциальных самоубийц. Добровольцы имеются в изобилии.
Если в прошлом камикадзе происходили почти исключительно из организаций "Хамас" и "Джихад", посылающих "живые бомбы" в города Израиля, то с обострением конфронтации тактическое значение самоубийц-террористов оценили также "Бригады мучеников Аль-Аксы". На их счету больше десятка терактов. Некоторые операции планировались и проводились совместно с организациями "Хамас" и "Джихад".
Новым в террористическом "совместном предприятии" "Бригад мучеников" и "Хамаса" является тот факт, что они в своих действиях руководствуются теперь не религиозными установками, а "чрезмерным отчаянием, бесперспективностью и разочарованием". Так, во всяком случае, объясняет возросшую в палестинском обществе популярность терактов, совершаемых террористами-самоубийцами, израильский исследователь экстремизма Эхуд Шпринзак, профессор университета из Иерусалима.
В совместной борьбе против Израиля националисты, приверженцы Арафата, и исламисты, последователи основателя "Хамаса" шейха Ахмеда Яссина, объединились под знаком общей стратегии ? стратегии терроризма в исполнении смертников. Их цель ? убить как можно больше израильтян, деморализовав общество и парализовав инфраструктуру.
Подготовка выполнения миссии смертника относительно проста. В ней участвуют 5 ? 6 человек: охранники, водители, специалисты по взрывчатым веществам, электрики. Как отмечает израильская контрразведка "Шабак", бомбы, как правило, устроены достаточно просто. Их мастерят в гаражах, на задних дворах или в арендуемых квартирах.
Но в "Хамасе" также имеется четыре или пять профессионалов в области изготовления бомб, которые делают специальные взрывные устройства большой мощности. По данным "Шабак", у этих специалистов есть еще и помощники, которые снабжают их необходимыми материалами. "Издержки на изготовление одного "пояса смертника" составляют приблизительно 2000 - 4000 долларов. Это зависит от качества бомбы", - утверждают эксперты.
Это, правда, звучит зловеще, но восторг, вызываемый террористами-самоубийцами, переживает в настоящее время в палестинском обществе новый "бум". Дети на улицах играют в "мучеников". Фотографии террористов-самоубийц украшают футболки и брелки для ключей. Некоторые семьи устраивают в газетах прямо-таки рекламные кампании, подтверждающие статус их сына, принявшего смерть как "мученик".
Наличие в семье "шахида" приносит ей большую выгоду. С одной стороны, своей смертью террорист-камикадзе поднимает в глазах палестинцев общественно-политический статус своей семьи и вызывает огромное уважение к своей родне, с другой - исламистские организации выплачивают каждой семье "мученика" ежемесячную пенсию в размере от 600 до 1000 долларов. К тому же Саддам Хуссейн недавно поднял разовую выплату каждому смертнику с 10000 до 25000 долларов.