Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
16 апреля 2004 г.

Владимир Сокор | The Wall Street Journal

Зачем Запад ремонтирует железный занавес?

Если послушать чиновников Госдепартамента в Вашингтоне и их соотечественников в кишиневской миссии ОБСЕ, которые называют Молдавию "соседкой России" или "периферией России", становится ясно, насколько изменения на евро-атлантической карте заслонили для них старую карту.

В действительности Молдавия является сегодня непосредственной соседкой НАТО, а скоро станет ближайшей соседкой Европейского союза, тогда как Россия находится в тысяче километров.

Эти чиновники не в ладах с молдавской демократической оппозицией и прозападным гражданским обществом, представителей которых приводит в ужас перспектива оказаться под влиянием России, притворяющейся, что она урегулирует приднестровский конфликт. Эти молдавские организации высказываются, но на них никто не обращает внимания.

Проект, несколько месяцев назад положенный на полку Вашингтоном, которому понадобилось "время на размышления", сегодня поднят на поверхность как насущный миссией ОБСЕ, поддерживаемой США, а также Россией и правящими в Молдавии коммунистами.

Идея заключается в легализации вооруженных Россией сепаратистских властей Приднестровья, а также в том, чтобы затем поставить регион под контроль России и ОБСЕ, сделав главным гарантом Украину и исключив Запад из числа гарантов, и назвать это "федерализацией". Результатом явится российский протекторат у границ НАТО.

Сегодня НАТО имеет границу с Молдавией протяженностью 500 км, скоро она станет и границей ЕС. Это четверть всей евро-атлантической границы от Балтийского до Черного моря.

Какими будут политика и безопасность в протяженном молдавском секторе? Будет это дистанционно управляемый Россией сателлит с коммунистическим правлением или демократический сосед, ориентированный на Европу? Вот что поставлено на кон в спорах о "федерализации".

Проект приведет к отделению Молдавии от юго-восточной Европы. Все другие конфликты в этом регионе - в Боснии, Косово, Македонии - урегулировались под эгидой Запада, с участием войск НАТО, при содействии ЕС, приводя к демократическим преобразованиям, дающим этим странам потенциальную возможность вступить в НАТО и ЕС.

Тем временем Болгария и Румыния вступили в НАТО и являются кандидатами на вступление в ЕС. Но на восточной границе Румынии внезапно возникло российское "ближнее зарубежье", и, если "федерализация" пойдет по плану, оно скоро станет реальностью.

Власти Приднестровья, где широко представлены граждане Российской Федерации, получившие назначение в Молдавию, получат сильные рычаги влияния на формирование политики центрального правительства. Представители этих властей открыто говорят о своей лояльности российскому государству и приверженности идее великой России.

Они и молдавские коммунисты, которых отличают пророссийские настроения, будут постоянно выталкивать на обочину проевропейские политические организации страны. России и Украине суждено стать "гарантами" внутреннего функционирования "федерации", ее институций и политических процессов.

В этой системе Запад представлен косвенно, через ОБСЕ, которая первой признает, что не представляет интересов Запада. Эта организация - по собственным правилам - не может говорить, а тем более действовать без согласия России.

Будут и "военные гарантии". Россия и ОБСЕ недавно выработали совместные "рекомендации" по этому вопросу. По этому рамочному документу власти Приднестровья (то есть Россия) получают право наложить вето на любое предложение, касающееся параметров военных гарантий: размера, состава и мандата войск.

В настоящее время российские войска в Молдавии выполняют функцию "миротворцев" без законного мандата. "Федерализация" легализует их присутствие. Между тем американский Госдепартамент и ОБСЕ в настоящее время добиваются вывода российских войск из Молдавии в соответствии с обещаниями, данными Россией в 1999 году той же ОБСЕ.

Они пытаются найти решение этой проблемы до июньского саммита НАТО. Кроме того, последние рекомендации России и ОБСЕ легализуют приднестровскую армию, которая сильнее молдавской, и дадут ей возможность в течение неопределенного времени функционировать наравне за законной армией Молдавии.

Приднестровская армия во всем, кроме названия, является российской, она создана путем передачи личного состава и вооружений, включая запрещенные, из России в Молдавию.

В результате красная линия проходит по западной границе юго-восточной Европы. К западу от молдавской границы за регион отвечают НАТО и ЕС. В Молдавии, вдоль 500-километровой границы с Румынией, а теперь и НАТО, если этот проект пойдет вперед, появится Россия, ответственность которой узаконит ОБСЕ.

У чиновников, стоящих за проектом, аргументы, кажется, иссякли. Они говорят что-то вроде: "Приднестровский конфликт даже в замороженном состоянии неприемлем". Но лучше ли проводить в жизнь катастрофическое псевдорешение?

Они говорят, что "необходимо заткнуть черную дыру организованной преступности в Приднестровье". Конечно, но можно ли заткнуть ее, легализуя и увеличивая власть той самой группировки, которая правит этой черной дырой и извлекает из этого выгоду?

Они говорят: "Молдавию должна быть единой". Безусловно, но проект расколет страну, признав сепаратистские власти.

Затем, "Молдавия должна быть федеральной, поскольку она не может быть централизованным государством". В действительности Молдавия - это слабое государство, нуждающееся в помощи, чтобы стать демократическим государством, а не государством, разделенным между коммунистами и представителями недемократической иностранной державы, которая в прошлом аннексировала Молдавию.

"Федерализация" всплыла на поверхность в самый неподходящий момент: она уменьшает шансы демократической оппозиции на победу над коммунистами на парламентских и президентских выборах, подготовка к которым только что началась.

Не реформированная компартия вернулась к власти в 2001 году, набрав 50,1% голосов, то есть получив поддержку чуть более одной трети зарегистрированных избирателей. У оппозиции хорошие шансы победить коммунистов на предстоящих выборах. Коммунисты не выполнили ни одного из своих предвыборных обещаний: Молдавия является самой бедной европейской страной и входит в число наиболее коррумпированных государств.

Они рассчитывают на голоса русских, но их недостаточно для победы. Ставка делается на "воссоединение" страны через "федерализацию".

Вот почему коммунистические лидеры планируют в ближайшие месяцы протолкнуть именно это решение, провести референдум по этому вопросу, объединив его с выборами. Они явно готовы пожертвовать интересами страны ради интересов своей партии.

ОБСЕ тоже ищет причины ускорить "федерализацию" и даже рассматривает возможность спонсировать референдум. Это решение послужит бюрократическим интересам Запада и, безусловно, геополитическим целям России. Оно нанесет тяжелый удар прозападным политическим силам в Молдавии и будет противоречить интересам безопасности евро-атлантического сообщества в юго-восточной Европе.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru