"В нашей стране гражданские права попираются так же, как в Зимбабве и Белоруссии: это подтверждают жестокие репрессии против манифестаций протеста в Москве и Санкт-Петербурге". Гарри Каспаров говорит по телефону взволнованным голосом. Великий шахматист не спит двое суток с тех пор, как в субботу утром он был арестован в тот момент, когда он пешком добирался до участников "Марша несогласных", организованного оппозиционным движением "Другая Россия", которое он возглавляет. Он был отпущен на свободу вечером того же дня. И с того времени он вновь в центре внимания прессы. На этот раз по причине нового вызова, теперь уже против президента Путина.
- Почему столько насилия против вас?
- Таков был выбор Кремля. Применить грубую силу, чтобы запугать народ и дать понять, что он не намерен идти ни на какой компромисс с гражданским обществом. В Москве и Санкт-Петербурге многие покинули площади из страха быть избитыми.
- В России что-то меняется?
- Сплоченное участие в маршах в эти дни продемонстрировало, что, несмотря на предпринятые властями усилия, период социальной апатии завершился.
- Вы предвидели подобную ситуацию в отношении вас?
- Нет. Чтобы найти ответ, его следует искать в сфере иррационального. Но об одном можно говорить с уверенностью: несмотря на все заявления по поводу растущей популярности президента Путина, реальность совершенно иная. Клан, находящийся у власти, знает, что виновен, что его можно будет шантажировать в будущем. И теперь он дрожит. Если поддержка, которой пользуется президент, такая, как ее описывает прорежимная пресса, то Путин ничего не должен бояться. Представим себе манифестацию, в которой участвуют всего 3 тыс. человек. Кремлю прекрасно известно, что растет народная симпатия к оппозиционным движениям. И что этот процесс нельзя остановить.
- Теперь следует ожидать нового закручивания гаек со стороны режима?
- Да, репрессии продолжатся. Власть никогда не делает выводов из прошлого. Будет расти страх Кремля перед выражением народных настроений. Страх будет расти до самых парламентских выборов в декабре и президентских выборов в марте 2008 года. Понимаете, сейчас между различными кланами идет борьба за будущий президентский мандат. Будущие преемники Путина в ходе этой борьбы обмениваются ударами.
- И по этой причине вы решили открыто выступить?
- Я думаю, в России много людей, готовых выступить в защиту принципов демократии, даже на площадях, участвуя в манифестациях: это право гарантировано нашей конституцией.
- Пару дней назад пресса всей планеты узнала, что существует оппозиция Путину. Вы рассчитывали на такой шум?
- Мы должны надеяться, что международная солидарность в отношении нас будет продолжена. Для нас это сильная моральная поддержка.