Вмешательство России пока не доказано, но надо быть наивным, чтобы верить в непричастность Москвы к кризису, сотрясающему Восточную Украину, пишет Франко Вентурини в газете Corriere della Sera.
"Путин уверяет Обаму, что он тут ни при чем. Он убежден, что восстание на Майдане было поддержано Западом, и поэтому, вероятно, чувствует себя вправе поквитаться. И это не говоря уже о присоединении Крыма и угрозе, исходящей от дивизий, размешенных на расстоянии ружейного выстрела на границе с Украиной, - пишет Вентурини. - Именно эти экстраординарные и потенциально самоубийственные решения Кремля способны обернуться пожаром гражданской войны на юго-востоке Украины прямо в эти часы, потому что огнеборцев с Запада пока не видно, а с башен Кремля руководит операцией умелый и безнравственный поджигатель. И это происходит в тот момент, когда европейцы демонстрируют неуверенность, а Обаме приходится считаться с обвинениями в сговорчивости со стороны американских правых, рассчитывающих в ноябре захватить контроль над Сенатом".
Какие сигналы поступают из Москвы? Путин готов принять экономические и финансовые санкции "третьего уровня", лишь бы полностью не "потерять" Украину и не отступать под натиском Запада. "Поведение российского президента, вероятно, объясняется тем, что для некоторых европейских стран санкции будут иметь эффект бумеранга, - пишет автор. - На ближайшую перспективу расчеты главы Кремля верны. Но самоубийственный риск вытекает из прескверного состояния российской экономики и катастрофических последствий жестких санкций в средней и долгосрочной перспективе".
"Путин не намерен ни смягчать свои подрывные действия на Украине, ни менять свое поведение, если Запад не согласится с федералистской реформой до 25 мая - дня проведения выборов, которые узаконят новую власть и конституцию Украины. Поэтому, скорее всего, в ближайшие шесть недель стоит ожидать эскалации ситуации в этой стране", - полагает журналист.
"Путин также напомнил европейцам, что газ - это оружие и что никакие поставки не гарантированы, если изменится геополитическое равновесие сил. Но и этот инструмент давления представляет собой опасность в более отдаленной перспективе: Россия вынуждена продавать свой газ, при этом альтернативой Европе может стать только Китай, который уже сейчас сильно пугает Москву (даже сильнее, чем Запад)", - считает Франко Вентурини.
"Реальных линий поведения в сложившихся условиях немного, - полагает он. - Одна может заключаться в обсуждении идеи придания федерального статуса Украине - можно бы признать историческую реальность, но выставляя все необходимые заслоны для недопущения того, чтобы автономии Востока и Запада стали предпосылкой для разделения страны в интересах Кремля".