Воцарение беззакония на востоке Украины становится очевиднее с каждым днем. Одно за другим правительственные здания десятка городов оказались в руках профессиональных бойцов и их русскоязычных сторонников. Правительство в Киеве пообещало избавиться от "террористов", но колеблется. "А посреди всего этого стоят украинские милиционеры, - передает корреспондент The Daily Beast Дэвид Патрикаракос. - Стоянием в стороне участие большинства из них преимущественно и ограничивается".
Первым городом, в который прибыл автор статьи, был Донецк. Ему потребовалось какое-то время, чтобы найти в охваченном беспорядками центре патрульную машину. Когда он обратил внимание наряда на оккупированную протестующими горадминистрацию, те лишь пожали плечами и улыбнулись. "В ту ночь было сложно понять, проявляла милиция халатность, поддерживала протестующих или же получила приказ не вмешиваться из страха усугубить ситуацию", - пишет Патрикаракос.
Журналист описывает, как в ту же ночь толпа окружила в Донецке милицейский автобус. Протестующие обзывали милиционеров провокаторами и кидали в автобус мелкие камни и прочий мусор. Наконец один из офицеров высунул в окно телефон с набранным сообщением: "Мы с народом. Мы не будем штурмовать здание".
Похожая история произошла и в Луганске. В Славянске милиционеры стояли на блокпостах вместе с ополченцами. "Они с нами, - объяснил корреспонденту командир отряда. - Милиция - тоже часть народа".
Объяснение показалось Патрикаракосу слишком упрощенным. "В этой части света царит политика, а не солидарность, - возражает он. - Мэр города Неля Штепа - член "Партии регионов" свергнутого пророссийского президента Виктора Януковича и тесно связана с сыном Януковича, тоже Виктором, который по-прежнему активно участвует в политике на востоке страны".
По наблюдениям журналиста, значительная часть местного населения по-прежнему симпатизирует семье Януковичей: и в Донецке, и в Славянске он видел протестующих, гордо расхаживающих в толстовках с эмблемой партии.
"Основная масса милиции серьезно деморализована, а у многих ее высших руководителей неоднозначное прошлое, за которое новое киевское правительство может призвать их к ответу, - рассказал автору Оливер Кэррол, до недавнего времени редактор портала OpenDemocracy Russia. - Верхушка несколько раз менялась, часто на ставленников из Киева, что привело личный состав в замешательство. Города с мощным присутствием "Партии регионов" сдаются быстрее".
В тех местах, где позиции "Партии регионов" не так сильны, ситуация иная, констатирует журналист: "В Краматорске, мэр которого Геннадий Костюков ближе к Киеву, полиция дала отпор и состоялась ожесточенная перестрелка с протестующими. Чтобы удержать восток, украинскому правительству требуется поддержка еще многих таких людей".
"Ряд проведенных соцопросов показывает, что русскоязычное население Восточной Украины очевидно выступает за единую Украину и не хочет присоединяться к России. Однако молчаливое большинство не выходит на улицы из-за вооруженных пророссийских активистов и лишено права голоса из-за причуд и порочности украинской политики. Что же им делать? Во всяком случае, звонить в милицию - не вариант", - заключает Патрикаракос.