"Подозрения Запада, что Россия в Восточной Украине следует "крымскому сценарию", взяты с потолка. Начнем с того, что президент Владимир Путин никогда не считал Крым частью Украины. Иное дело - Восточная и Южная Украина", - пишет в статье для The Financial Times глава московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин.
"Чтобы понять мотивы Путина, нужно взглянуть на мир его глазами, - предлагает автор. - Для российского президента основным элементом мировой политики являются цивилизации. Иногда они объединяются в союзы, иногда между ними происходят столкновения. С его точки зрения, российское государство неразрывно переплетено с русской цивилизацией. Русских, белорусов и украинцев он считает одним народом. Сто лет назад такова была официальная позиция Санкт-Петербурга", - напоминает Тренин. В системе взглядов Путина "Украина является расщепленной страной, которая разрывается между Россией и Европой. Ее можно разделить или - еще лучше - сделать нейтральной, чтобы она стала либо буфером, либо мостом между Россией и Западом".
По мнению Тренина, для США характерно схожее мировосприятие, а вот "устройство ЕС не располагает к геополитическому мышлению", и тем не менее, ЕС "в погоне за зоной комфорта на востоке" поддержал сторонников евроинтеграции на Украине, чем "сыграл на руку Вашингтону". "Очевидная неспособность ЕС справиться с последствиями смещения Виктора Януковича привела к тому, что он оказался на вторых ролях", - добавляет политолог.
"Кремль часто обвиняют в провоцировании нестабильности на Украине ради создания повода к вторжению. На самом же деле главная цель России - помочь дружественному России юго-востоку страны заявить о себе и создать новый баланс политических сил на Украине. До вторника, когда Киев начал военную операцию на востоке Украины, у Кремля не было ни намерений, не необходимости применять там военную силу", - пишет глава московского Центра Карнеги.
"Украина - большая и сложная страна. Украинцы - не русские, и Путину придется это признать... Однако верно и то, что не все те, кто отвергает украинский национализм в узком смысле, являются агентами России", - продолжает Тренин. По его мнению, "Украина - это пробный шар. Если ей позволят распасться (или заставят это сделать), Россия и Запад ударятся в конфронтацию, из которой обе стороны выйдут проигравшими. В интересах обеих сторон, чтобы Украины оставалась единой. Нельзя дать столкновению цивилизаций стать самоисполняющейся фантазией".