Картина "Номер 44" совместного производства США, Великобритании, Чехии и Румынии не будет показана в российских кинотеатрах. Действие в новом триллере происходит в СССР при Сталине. Запрет фильма - признак ужесточения цензуры в сфере искусства?
По сути, российская прокатная компания сама отказалась от фильма. Однако статья в The Times озаглавлена "Кремль запретил британский фильм о Советском Союзе". "Министерство культуры России запретило новый триллер, действие которого происходит в СССР при Сталине, сославшись на "искажение исторических фактов и своеобразных трактовок событий до, во время и после" Второй Мировой войны", утверждает журналист Бен Хойл.
Недавно Верховная Рада Украины приняла законы о запрете коммунистической символики и признании "борцами за независимость" всех, кто воевал против СССР, в том числе националистов, сотрудничавших с нацистской Германией, напоминает автор. "Формулировки в законе заставляют предположить, что критиковать действия этих людей станет незаконно", - добавляет он.
По мнению издания, и в России, и на Украине власти пытаются навязать узкую интерпретацию истории СССР, которая вписывалась бы в версии конфликта на Восточной Украине, вину за который Москва и Киев возлагают друг на друга.
Герой фильма "Номер 44" пережил голод 1930-х годов на Украине, а впоследствии идет по следу серийного убийцы.
Некоторые опасаются, что запрет фильма - признак ужесточения цензуры в сфере искусства.
Хойл также полагает, что законы, принятые в Киеве, "даже если их не подпишет Порошенко, должны усугубить раздоры между украино- и русскоязычными". Один из законов запрещает публично отрицать "преступный характер коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 годов в Украине".
"В Голливуде вновь разгорелась холодная война" - замечает в заголовке USA Today. Журналистка Донна Фрейдкин просит не сообщать Голливуду, что холодная война закончилась в 1991 году, так как "острые военные и политические трения между СССР и США - основа для захватывающих развлекательных фильмов".
Автор перечисляет несколько фильмов, которые выйдут в прокат в этом году. Помимо "Номера 44", это "Агент А.Н.К.Л.", где сотрудник КГБ и агент ЦРУ в 1960-е вместе борются с военно-преступной организацией, а также "Мост шпионов", где в 1962 году США ведут с СССР переговоры об освобождении пленного американского летчика. И, наконец, летом начнется работа над шпионским триллером "Охотник-убийца" - о кризисе в российско-американских отношениях, который едва не приводит к войне.
Тем временем телесериал "Американцы" о нелегалах КГБ в Вашингтоне 1980-х продлен на четвертый сезон.
"Для кино это великолепный период. Крутая одежда, настоящие злодеи. Мы можем романтизировать это прошлое, потому что очень многие кинозрители его не застали - они родились после 1980 года", - заметил продюсер Митчелл Блок.
Журналистка полагает: в разгар холодной войны существовала четкая граница между злодеями и людьми доброй воли, "в отличие от современной политической жизни, изобилующей нюансами и компромиссами".
Джоэль Киннемен, сыгравший в "Номере 44", считает: тогда "люди намного больше были идеалистами", существовала четкая альтернатива - закрытое или открытое общество. "Теперь этого больше нет", - уверен актер.
Американское издание Time публикует рецензию на фильм "Номер 44", которая называется "Том Харди медлительно играет в реалистичном полицейском боевике из времен Сталина".
"В массовой культуре преступления нацистской Германии вдохновили бессчетное количество книг, фильмов и телевизионных драм, но грехи СССР за 28 лет "царства террора" Сталина почти не привлекают внимания. Даже один из ста американцев, у которых холодеет под ложечкой при слове Холокост, как и подобает, никогда не слышал о Голодоморе - "тайном Холокосте" Украины", - пишет журналист Ричард Корлисс.
Автор хвалит "Номер 44" за то, что первые несколько минут фильма происходят на Украине в 1933 году. Герой картины, Лев Демидов впервые видит убийцу, с которым столкнется 20 лет спустя.
В то же самое время "Номер 44" напоминает, почему действие лишь немногих англоязычных фильмов происходит в СССР, считает автор. "Фильм задумчивый, драматическая линия слаба, действие очень медлительно: он длится 2 часа 14 минут", - поясняет он. Актерский состав интересный, но играет без особой энергии и целеустремленности. Все актеры почему-то говорят с сильным русским акцентом, что мешает зрителям следить за сюжетом, считает автор.
Вдобавок паузы между репликами так длинны, что зритель чувствует себя монтажером, который смотрит очень сырую версию потенциально неплохой картины, полагает рецензент.