Не было ни иностранного "мозга", ни органической связи с "Аль-Каидой" и другими иностранными джихадистскими организациями. Не было даже связи между группами, совершившими теракты 7 и 21 июля. Как пишет The Independent со ссылкой на анонимные источники в британской службе безопасности, июльские теракты в Лондоне были делом рук двух самостоятельных групп, никак не связанных друг с другом. Раскрыть их заблаговременно было невозможно именно в силу того, что их члены были совершенно обычными людьми.
Судя по всему, на совершение взрывов 21 июля их исполнителей толкнул пример авторов терактов 7 июля. Копия стала бледным подобием оригинала: взрывное устройство было второпях брошено в городском парке.
Но многих экспертов по борьбе с терроризмом эта констатация, в общем-то, не удивляет. "Аль-Каида" - это не столько структурированная организация, сколько состояние духа", - говорит Марк Байи, аналитик французского Исследовательского центра по вопросам обороны и международной безопасности (CDISS). Это боевое состояние духа, которое характерно для бомбистов, но которое в данном случае могло иметь различную мотивацию.
Очевидно, группа 7 июля вдохновлялась классической джихадистской риторикой борьбы против неверных. Но религиозная война не имела никакого отношения к действиям террористической группы 21 июля, утверждает Хамди Исаак (он же Хусейн Осман) - британский террорист эфиопского происхождения, находящийся в заключении в Риме. Банда, пояснил он экспертам, ставила своей целью "не убивать, а напугать". Это должно было стать "местью" за убитых мирных жителей Ирака. "В рюкзаках были взрыватели и мука", - утверждает он. Это было что-то вроде больших самодельных петард, призванных поддержать атмосферу страха в стране.
Даже если эта версия событий верна, приходится констатировать, что дилетанты от терроризма каким-то образом сумели раздобыть взрыватели, которые отнюдь не находятся в свободной продаже. Происхождение этих взрывателей до сих пор неизвестно.
К тому же "ни один из бомбистов не появился на радаре разведки. И это очень тревожит", говорит один из собеседников The Independent.
И "даже если теракты 21 июля были делом рук злодеев-любителей, террористическая угроза от этого не становится менее серьезной", отмечает Марк Байи. Этот эпизод показывает, что "кто угодно и где угодно может стать независимым джихадистом", и его личность не будет установлена. Не говоря уже о том, что по крайней мере двое из террористов 7 июля, Мохаммед Сидик Хан и Шахзад Танвир, которые побывали в коранических школах Пакистана за несколько недель до взрывов, не были заблаговременно обезврежены.
По этому поводу Колин Крэмпхорн, главный констебль полиции Западного Йоркшира, говорит, что "подготовка" исламских радикалов в Великобритании не носит военного характера. Речь идет скорее об "индоктринации", происходящей в общественных местах. "Эти лагеря по промывке мозгов можно встретить повсюду, где есть национальные парки - это и Йоркшир-Дейлз, и Лейк-дистрикт, и Вест-Хайлендз", - уверяет полицейский.
Теперь, когда пять человек, непосредственно причастных к терактам 21 июля, находятся за решеткой, внимание сотрудников Скотленд-Ярда приковано к трагедии 7 июля. Главный вопрос состоит в том, действительно ли террористы были смертниками. Тот факт, что они взяли билеты на поезд Лидс-Лондон в оба конца, может говорить о том, что они намеревались вернуться домой после совершения своего злодеяния - если только они не собирались запутать следы. Скотленд-Ярд надеется, что "скоро сможет в деталях информировать общественность о том, что произошло 7 июля".