Мало-помалу Латвия пустеет. С начала 2000 года эту страну с населением 2,3 млн человек покинули от 50 до 70 тысяч. Они уехали в Ирландию или Соединенное Королевство, чтобы работать там горничными, каменщиками, врачами или сельскохозяйственными рабочими. С момента присоединения этой маленькой балтийской республики к Европейскому союзу в мае 2004 года это движение лишь расширилось. "Каждый день рейсы на Дублин заполнены", - говорит Иварс Инданс, сотрудник Латвийского института внешней политики.
В Латвии месячная зарплата составляет 300 евро. Но более высокий заработок не является единственным поводом для того, чтобы покинуть страну. Как говорится в докладе, составленном по заказу Управления по делам президента, "отсутствие социальной безопасности, трудовых договоров или несовершенство трудовых отношений" играют определяющую роль в принятии решения собирать чемоданы.
Региональные особенности. "От 5 до 7% активного населения покидают страну", - напоминает Иварс Инданс. Эта цифра не катастрофическая сама по себе, если бы не региональные особенности Латвии. В Риге, столице, и ее пригородах проживает около 1 млн жителей, которые производят две трети годового ВВП. "Люди, покидающие страну, - выходцы преимущественно из других районов", что усиливает дисбаланс между столицей и периферией. "Правительство, - продолжает исследователь, - недооценило важность этих миграционных потоков и влияние, которое они оказывают на регион".
Мэр города Скрунда, что в 150 км к западу от Риги, Неллия Клейнберга подтверждает: этот город покинули 120 жителей из менее чем 4 тысяч. Из Никрасе, в 20 км отсюда, уехали 93 человека из 780. Из Ранки с населением 530 человек уехали 20 жителей. Здесь почти не остается людей трудоспособного возраста - остаются только пенсионеры и дети, иногда в возрасте 1 года, которых родители доверили бабушкам и дедушкам, направившись зарабатывать на другой берег Ла-Манша. В Ранки и Никрасе ситуация не ухудшается. Но если тут уехали 20 человек, там - 30, еще где-то - 100, то ситуация в масштабах страны становится угрожающей. "Как будто каждый год из Латвии уезжает целый город с 12-тысячным населением", - подводит неутешительный итог Неллия Клейнберга.
Как следствие: если в провинции открывается предприятие, для него невозможно найти рабочую силу. Андрис Садовскис, мэр Ранки, приводит конкретный пример. "Большая ферма, которой управляет немец, нанимает на работу студентов. Администрация не смогла найти ни одного работника в расположенных в округе деревнях". Это драма латвийских регионов. "Люди с образованием и профессией предпочитают Ригу или заграницу", - вздыхает мэр.
Демографическая ситуация ухудшается. Согласно прогнозам Банка Латвии, около 200 тысяч жителей покинут Латвию к 2010 году. И этот поток не иссякнет, поскольку в ЕС растет число стран, открывших двери для работников с Востока. Отягощающим фактором является постоянно ухудшающаяся демографическая ситуация. Несмотря на то что Латвия является самой бедной страной в Евросоюзе, у нее самый высокий темп роста (10% в 2005 году). В результате же исхода из страны в таких секторах, как строительство или здравоохранение, начинает все больше ощущаться нехватка квалифицированного персонала, говорят в Союзе предпринимателей.
"Если заработные платы будут повышаться в стремлении удержать рабочую силу в стране, а производительность повышаться не будет, нам не избежать катастрофы", - предсказывает Мартинс Казакс, главный экономист в Hansabanka, главном банке страны. - В сложившихся условиях единственным решением на краткосрочный период может стать иммиграция, чтобы избежать перегрева экономики", - полагает он.
Но этот вопрос - табу в Латвии, особенно на предвыборном этапе. Латвийцы изберут новый парламент в начале октября. Лишь предпринимательские круги и пресса открыто обсуждают проблему. Среди населения никто и слушать не хочет о приезжих из стран СНГ, прежде всего с Украины. И левая партия "Гармония" провозгласила лозунг: "Не выбирай другую страну, выбирай другую Латвию".