Военная кампания в Ливане была дорогой и нанесла ущерб экономике Израиля. Военные затраты оцениваются по меньшей мере в 2 млрд евро
Спустя сутки после начала перемирия мелкие предприятия, расположенные в главном торговом центре Хайфы, ведут борьбу за выживание. "Месяц без работы означает для некоторых банкротство", - считает Лиора Бирнак, член президиума Союза промышленников Израиля. Ее собственной фабрике по производству шоколадных вафель Manamim, несмотря на большие убытки в течение почти пяти недель войны, разорение не грозит.
На "черный день" на фабрике были припасены ящики с отходами производства, например с хлебной крошкой, которая частично может быть снова использована. Чтобы кексы оставались свежими, их нужно подвергнуть дальнейшей обработке: их вынимают из печи и покрывают шоколадной глазурью, остужают и сразу упаковывают. "Сначала мы были так взволнованы (сигналами тревоги), что даже забывали выключать аппаратуру", - рассказывает начальник смены Хана Гольдман. Случалось, что охлажденные шоколадные кексы партиями приземлялись на полу цеха. Бухгалтерия фабрики подсчитала, что во время каждого налета Manamim теряла около 800 кг продукции, при стоимости два доллара за килограмм. Кроме этого, многие сотрудники взяли отпуска и уехали на юг, а на их место нужно было искать замену.
А как обстояли дела в целом в Израиле? Лиора Бирнак осторожно подбирает слова: "Есть секторы, которые могут моментально снова приступить к работе. Другим, таким, как туристический и ресторанный бизнес, ориентированные на клиента, предстоят нелегкие времена". По оценкам Союза промышленников, общий ущерб мелких предпринимателей на севере Израиля составил около 4,6 млрд шекелей (820 млн евро). Чтобы не дать убыткам множиться, союз, среди прочего, выдвинул требование освободить пострадавшие предприятия от уплаты городских пошлин, повысить инвестиционные субсидии, расширить льготы при уплате налогов.
Премьер-министр Эхуд Ольмерт сделал широкий жест и объявил о выплате компенсаций. "Я доверяю экономике Израиля, верю в ее силу и стабильность". Под контролем налоговых органов будут созданы два отделения с 200 сотрудниками: одно будет заниматься ущербом, связанным непосредственно с ракетными ударами, другое - непрямыми экономическими убытками на севере Израиля. В настоящее время подано 8 тыс. заявлений на выплату компенсаций за материальный ущерб. По оценкам властей, будет подано около 90 тыс. заявлений на возмещение экономических убытков.
А пока министерство финансов в Иерусалиме не опубликовало даже примерных цифр военных расходов. Экономическая газета Globes, со ссылкой на "неофициальные источники", оценивает военные расходы в 12 млрд шекелей (2,15 млрд евро). Из них на военные операции ушло около 7,8 млрд шекелей (1,4 млрд евро). Убытки, которые возникнут в экономике сразу после войны из-за резкого спада деловой активности, могут, по мнению газеты, удвоить эту сумму.
Фондовый индекс Тель-Авивской биржи за период войны потерял два процентных пункта. Спад, однако, не коснулся главы генштаба Дана Халуца как акционера: в день начала войны он выкроил время, чтобы продать свои акции. Как сообщила вчера газета Ma'ariw, спустя три часа после похищения израильских военнослужащих глава генштаба лично отправился в банк, чтобы продать ценные бумаги на сумму примерно 20 тыс. евро.